Миссия и история
«Учитель для России» — это общественная программа, которая реализуется с 2015 года с целью обеспечить равенство образовательных возможностей для детей в разных регионах России. Программа предлагает альтернативный вход в профессию учителя для специалистов из разных сфер, а также обучение и поддержку участников в течение двух лет.
Программу «Учитель для России» реализует благотворительный фонд «Новый учитель» в сотрудничестве с региональными органами власти, корпоративными и частными донорами.
В 2022/2023 учебном году программа работает в 85 школах восьми регионов, в которых учителя для России обучают более 30 тысяч детей.
Видение и миссия
Глобальная философия и видение программы заключены в формуле: «Каждый ребёнок станет автором своей жизни». Под термином «авторство» мы подразумеваем способность видеть весь горизонт собственных возможностей, знать свои сильные и слабые стороны, ответственно принимать решения и верить в себя, быть собой и наслаждаться этим. Мы верим, что образовательный процесс должен вести к тому, чтобы ребёнок легко лавировал среди доступной ему информации, умел сопоставлять и анализировать, общаться и сотрудничать, запрашивать помощь там, где она ему необходима, и лидировать в тех процессах, где он успешно разобрался.

Мы ищем, обучаем и поддерживаем новых учителей, которые стремятся обогащать российскую школу собственным профессиональным и жизненным опытом. Мы верим, что в союзе с региональными школами, вступающими с нами в плодотворное партнёрство, дети из самых разных уголков России, вне зависимости от места своего рождения и стартовых условий, будут иметь равный доступ к образовательным возможностям и смогут достигать самых смелых своих целей.
Ценности нашей программы: вера в потенциал каждого ребёнка, принятие инаковости других, приверженность гуманистическим принципам в педагогике.
История
Идея программы «Учитель для России» зародилась у двух студенток СПбГУ Алёны Маркович и Елены Ярмановой в 2013 году. Суть в следующем: выпускники престижных вузов, пройдя профессиональную переподготовку и конкурс на участие, на два года становятся учителями в обычных школах, где детям особенно требуются вдохновляющие педагоги, а коллективу — новые кадры. Школы, в которых преподают новые учителя, выбираются по уровню достигнутых академических показателей (обычно невысоких) и с учётом окружающего социально-экономического контекста (скорее, неблагоприятного).
Задача учителя в такой ситуации — помочь своим ученикам найти мотивацию к учёбе и поверить в себя, повысить их интерес к школьному образованию и тем самым непосредственные результаты учёбы. На протяжении двух лет учителя получают кураторскую, методическую и стипендиальную поддержку от программы, а по их истечении продолжают педагогическую карьеру или развивают сферу образования из другого карьерного поля.

Программа развивается в российском контексте и призвана обеспечить равными образовательными возможностями детей с самыми разными стартовыми условиями. Проще говоря, сделать так, чтобы место, где ребёнок родился, не являлось ограничивающим фактором для его профессионального самоопределения, мечтаний и амбиций. Новому же учителю программа даёт возможность начать карьеру в образовании, проявить свои лидерские качества и разработать собственные проекты, которые станут ресурсом для сферы образования.
«Я вижу серьёзные изменения. Программа постоянно расширяется. Для многих школ нашего региона программа стала визитной карточкой. Администрации школ видят в проекте важный ресурс повышения качества образования».

Идея отправлять работать в школу выпускников непедагогических специальностей, параллельно обучая их педагогике, может показаться нетривиальной, однако талантливый и чуткий специалист при должной методической поддержке может стать прекрасным учителем.
«В вузах учат теории, рассказывают, „как надо вести себя с детьми“, но, как только молодой учитель приходит в класс, всё, чему его обучили, зачастую теряет значимость. То, что происходит в классе, — это творчество, и педагогический успех — это успеть поймать и понять конкретного ребёнка, перевести его на рабочий лад. Достичь его можно только на практике, с классом, который может оказаться каким угодно, да ещё и в каждый момент времени менять собственную динамику».

В 2015 году якорным, стратегическим партнером программы стал Благотворительный фонд «Вклад в будущее». Он выделил необходимое финансирование на запуск программы и другие ресурсы для её успешного развития. Реализация во многом стала возможна благодаря личному активному участию и поддержке Германа Грефа. С 2016 года программу поддерживают компании среднего и малого бизнеса, а также частные лица. Партнёры оказывают поддержку программе в формате адресного попечительства региональных школ и конкретных учителей.
«Образование — важнейший фактор успешного развития нашей страны. Программа ʺУчитель для Россииʺ за время своего существования доказала свою эффективность: первые школьники, которых обучали участники программы, уже осуществили свою мечту и поступили в лучшие вузы страны. Талантливые дети в разных уголках России получают возможность повысить уровень своих знаний, и через несколько лет именно они будут развивать страну».
В 2022/2023 учебном году учителя работают в Калужской, Воронежской, Тамбовской, Новгородской, Нижегородской и Новосибирской областях, а также в ЯНАО и Приморском крае.
Истории по теме
-
18 мая 2020
«Это что-то уникальное для России». Алёна Маркович — об «Учителе для России» пять лет спустя
Монолог соосновательницы «Учитель для России» Алёны Маркович — пять лет спустя первой презентации программы.
-
5 декабря 2019
«Одинаково разные»: программа, которая меняет жизни детей-инофонов
Выпускница программы и руководитель проекта Ира Белоусова: о силе быть одинаково разными и о том, как обнаружить эту силу в себе.