Образовательная программа

Наша программа построена таким образом, чтобы дать участникам широкий инструментарий для эффективной работы — и помочь им найти свой путь в профессии. Программа разработана совместно с Институтом образования НИУ ВШЭ. По итогам двух лет каждый участник получает диплом НИУ ВШЭ о профессиональной переподготовке — и становится дипломированным педагогом.

Команда Программы верит, что обучение педагогическому мастерству в отрыве от работы с детьми — не самый эффективный способ стать хорошим учителем. Поэтому теория и практика в нашей образовательной программе неразрывно связаны с первых дней обучения. В течение двух лет вы работаете, продолжая учиться и обогащать свой опыт в очной и заочной формах.

«„Учитель для России“ — программа переподготовки, полностью основанная на практике. Летний институт, 5 недель занятий по 12 часов в сутки перед первым днём в школе — это только начало обучения. Учителя выходят в школы, и мы продолжаем с ними работать, во многом отвечая на их запрос — на те проблемы, сложные моменты, с которыми они в школе сталкиваются».

Ольга Фогельсон, руководитель образовательной программы и программы поддержки участников

Часть 1: Летний институт

Летний институт — это только начало вашего погружения в педагогику. Это пять недель, за которые вы познакомитесь с основами мастерства учителя и управления классом, проведёте свои первые уроки, погрузитесь в контекст российской массовой школы.

Важное свойство нашей программы – её комплексность и многогранность. Мы верим, что работа нашего учителя не заканчивается со звонком с урока — поэтому уделяем немало внимания допобразованию и внеурочной деятельности. А также помогаем участникам развивать собственные инициативы и проекты, направленные на изменение школьной среды.

Ольга Корешева, выпускница программы «Учитель для России» и продюсер образовательной программы 

Образовательная программа состоит из четырёх основных дисциплин: мастерство учителя, дополнительное образование, лидерство и коммуникация, методы исследования и проектирования в образовании. Одна из важных задач дисциплины «Мастерство учителя» – дать учителю необходимые инструменты и навыки, которые помогут в проектировании и проведении уроков. В выборе средств и методов мы опираемся на современные исследования в образовании; мы не распространяем мифов о клиповом мышлении или поколении Z. Также в работе мы обращаемся к международному опыту стран-участниц программ Teach for All по всему миру.

В течение двух лет участники программы находятся в двух ролях одновременно — и учителя, и ученика. Они работают учителями, но продолжают обучение и совершенствуют своё мастерство. Именно поэтому нам важно сохранять единство подходов: всё то, что мы считаем важным в учебном занятии с точки зрения базовых установок и инструментов, мы используем в образовательной программе для наших участников.

Например, обратная связь один из ключевых элементов эффективного обучения. Наши учителя регулярно получают развивающую обратную связь по своим урокам от кураторов и методистов, что даёт им возможность видеть свои уроки со стороны и улучшать их качество. В свою очередь, мы часто обращаемся за обратной связью к нашим учителям, и это помогает нам делать образовательную программу лучше. В то же время наши учителя создают культуру развивающей обратной связи в работе со своими учениками.

По сути, наша программа является моделью педагогической интернатуры. Учителя проходят интенсивное обучение и почти сразу выходят в школы на полную ставку учителя. Это обуславливает практикоориентированность форм и содержания. 

Ольга Корешева, продюсер образовательной программы 

Часть 2: развитие и поддержка

На Летнем институте наша образовательная программа не заканчивается. Учителя продолжают обучение в течение всех двух лет в программе. В школе их обучение обретает новую форму. И четверть этой формы — индивидуальная поддержка куратора и методиста.

Личностная поддержка

Одна из целей нашей образовательной программы — создать возможности для вашего личного и профессионального роста. Поэтому четверть всей программы — это индивидуальная поддержка куратора и методиста. Каждый участник регулярно работает с куратором, который помогает в постановке и достижении целей, а также ежемесячно посещает уроки участника и даёт по ним обратную связь.

С вашим куратором вы составите индивидуальный план развития — и придумаете, как превратить школьный опыт в ресурс для личного и профессионального роста. Может быть, вам сложно держать внимание большой группы на себе? Вы не знаете, как создать в классе атмосферу взаимопонимания? Отстаивать свою позицию перед коллегами? Или находить баланс между работой и свободным временем? С нашей помощью подобные вызовы станут источником для вашего развития.

Методическая поддержка

Задача вашего методиста — сделать так, чтобы ваши знания было легко конвертировать в доступный и интересный детям учебный материал. Методическая поддержка также состоит из двух основных частей: содержательных вебинаров по методике преподавания вашего предмета, а также обратной связи по видеозаписям урока.

Каждый месяц программа организует обучающие встречи учителей с экспертами и лучшими преподавателями. Таким образом, вы будете регулярно работать в группах с лучшими педагогами страны и своими коллегами, чтобы продолжать осваивать новые подходы в преподавании, интересные способы преподнесения сложных тем, обмениваться опытом, создавать новые образовательные технологии.

Благодаря регулярной индивидуальной поддержке и обратной связи куратора и методиста, участник движется по индивидуальной траектории развития в профессии, что даёт возможность быстрее развиваться и оттачивать своё мастерство.

Ольга Корешева, продюсер образовательной программы 

Поддержка сообщества

Вы начинаете свой путь в профессии с двумя сотнями коллег со схожими ценностями. С первых дней Летнего института мы создаём для участников площадку для обмена опытом, идеями, подходами к работе. В течение ежемесячных встреч у вас будет возможность делиться своими успехами, прорабатывать проблемные кейсы и перенимать лучшие педагогические практики и технологии. Школы, в которые мы трудоустраиваем участников, также являются частью сообщества; они открыты к изменениям и готовы поддержать учителей программы в их поиске и начинаниях.

Огромная часть поддержки для наших участников — это они сами, точнее то сообщество, которое создаётся вокруг. Учителя делятся опытом, вместе разбирают сложные кейсы, вместе переживают похожие сложности при адаптации на новом месте. Так рождаются внутришкольные, районные и даже межрегиональные инициативы, в которые включаются участники и выпускники программы, поддерживая и развивая проекты друг друга.

Ольга Корешева, продюсер образовательной программы 

На второй год участия в программе с вами будут работать менторы как из сферы образования, так и из бизнеса, государственного управления, социального предпринимательства — в зависимости от ваших интересов и плана карьерного развития. С помощью менторов вы также сможете разработать свой проект и на конкурсной основе получить финансирование на его запуск.