Образовательная программа и Летний институт
До выхода в школу наши участники проходят Летний Институт — образовательный интенсив, который состоит из пяти недель погружения в педагогическую профессию, знакомства с методиками преподавания, нормативными документами в системе образования, а затем практикуются в работе с детьми, проводя свои первые занятия на «Территории лета».
Программа обучения и подготовки учителей для России была разработана при участии ведущих педагогов-практиков и исследователей в сфере образования.
Важное свойство нашей образовательной программы – её комплексность и многогранность. Мы верим, что работа нашего учителя не заканчивается со звонком с урока — поэтому уделяем немало внимания дополнительному образованию и внеурочной деятельности, помогаем участникам развивать собственные инициативы и проекты, направленные на изменение школьной среды. Мы также уверены, что обучение педагогическому мастерству в отрыве от работы с детьми не самый эффективный способ стать хорошим учителем. Поэтому теория и практика в нашей образовательной программе неразрывно связаны с первых дней обучения.
После выхода в школу участники продолжают своё обучение в рамках двухлетней программы профессиональной переподготовки по педагогике.





«„Учитель для России“ — программа переподготовки, полностью основанная на практике. Летний институт, 5 недель занятий по 12 часов в сутки перед первым днём в школе — это только начало обучения. Учителя выходят в школы, и мы продолжаем с ними работать, во многом отвечая на их запрос — на те проблемы, сложные моменты, с которыми они в школе сталкиваются».
Ольга Фогельсон, руководитель образовательной программы и программы поддержки участников
Летний институт
Летний институт — это только начало вашего погружения в педагогику. Это пять недель, за которые вы познакомитесь с основами мастерства педагога и управления классом, проведёте свои первые уроки, погрузитесь в контекст российской массовой школы.
Образовательная программа состоит из четырёх основных дисциплин: мастерство педагога, дополнительное образование, лидерство и коммуникация, методы исследования и проектирования в образовании. Одна из важных задач дисциплины «Мастерство педагога» – дать учителю необходимые инструменты и навыки, которые помогут в проектировании и проведении уроков. В выборе средств и методов мы опираемся на современные исследования в образовании.
В течение двух лет участники программы находятся в двух ролях одновременно — и учителя, и ученика. Они работают учителями, но продолжают обучение и совершенствуют своё мастерство. Именно поэтому нам важно сохранять единство подходов: всё то, что мы считаем важным в учебном занятии с точки зрения базовых установок и инструментов, мы используем в образовательной программе для наших участников.
Например, обратная связь — один из ключевых элементов эффективного обучения. Наши учителя регулярно получают развивающую обратную связь по своим урокам от кураторов и методистов, что даёт им возможность видеть свои уроки со стороны и улучшать их качество. В свою очередь, мы часто обращаемся за обратной связью к нашим учителям, и это помогает нам делать образовательную программу лучше. В то же время наши учителя создают культуру развивающей обратной связи в работе со своими учениками.
По сути, наша программа является моделью педагогической интернатуры. Учителя проходят интенсивное обучение и почти сразу выходят в школы на полную ставку учителя. Это обуславливает практикоориентированность форм и содержания.
Елена Бахтина, продюсер образовательной программы





Развитие и поддержка в течение двух лет
На Летнем институте наша образовательная программа только начинается. Учителя продолжают обучение в течение всех двух лет в программе. В школе их обучение обретает новую форму. И четверть этой формы — индивидуальная работа с куратором и методистом.
Личностная поддержка
Одна из целей нашей образовательной программы — создать возможности для вашего личного и профессионального роста. Поэтому четверть всей программы — это индивидуальная поддержка куратора и методиста. Каждый участник регулярно работает с куратором, который помогает в постановке и достижении целей, а также ежемесячно посещает уроки участника и даёт по ним обратную связь.
С вашим куратором вы составите индивидуальный план вашего развития — и придумаете, как превратить школьный опыт в ресурс для личного и профессионального роста. Может быть, вам сложно держать внимание большой группы на себе? Вы не знаете, как создать в классе атмосферу взаимопонимания? Отстаивать свою позицию перед коллегами? Или находить баланс между работой и свободным временем? С нашей помощью подобные вызовы станут источником для вашего развития.
Методическая поддержка
Задача вашего методиста — сделать так, чтобы ваши знания было легко конвертировать в доступный и интересный детям учебный материал. Методическая поддержка также состоит из двух основных частей: содержательных вебинаров по методике преподавания вашего предмета, а также обратной связи по видеозаписям урока.
Каждый месяц программа организует обучающие встречи учителей с экспертами и лучшими преподавателями. Таким образом, вы будете регулярно работать в группах с лучшими педагогами страны и своими коллегами, чтобы продолжать осваивать новые подходы в преподавании, интересные способы преподнесения сложных тем, обмениваться опытом, создавать новые образовательные технологии.
Благодаря регулярной индивидуальной поддержке и обратной связи куратора и методиста, участник движется по индивидуальной траектории развития в профессии, что даёт возможность быстрее развиваться и оттачивать своё мастерство.
Елена Бахтина, продюсер образовательной программы
Поддержка сообщества
Вы начинаете свой путь в профессии с двумя сотнями коллег со схожими ценностями. С первых дней Летнего института мы создаём для участников площадку для обмена опытом, идеями, подходами к работе. В течение ежемесячных встреч у вас будет возможность делиться своими успехами, прорабатывать проблемные кейсы и перенимать лучшие педагогические практики и технологии. Школы, в которые мы трудоустраиваем участников, также являются частью сообщества; они открыты к изменениям и готовы поддержать учителей программы в их поиске и начинаниях.
Огромная часть поддержки для наших участников — это они сами, точнее то сообщество, которое создаётся вокруг. Учителя делятся опытом, вместе разбирают сложные кейсы, вместе переживают похожие сложности при адаптации на новом месте. Так рождаются внутришкольные, районные и даже межрегиональные инициативы, в которые включаются участники и выпускники программы, поддерживая и развивая проекты друг друга.
Елена Бахтина, продюсер образовательной программы
На второй год участия в программе с вами будут работать менторы как из сферы образования, так и из бизнеса, государственного управления, социального предпринимательства — в зависимости от ваших интересов и плана карьерного развития. С помощью менторов вы также сможете разработать свой проект и на конкурсной основе получить финансирование на его запуск.





Мнения выпускников и партнёров
На «Летнем институте» отличная методическая подготовка. До программы я проработала в школе два года, но чувствую, что теперь качество моих уроков изменилось. Я не задумывалась о важности таких вещей, как целеполагание, смена видов деятельности, рефлексия, хотя без них результативного урока не получится. А ещё ребята из программы — это бесконечный источник вдохновения и и огромная поддержка, как профессиональная, так и человеческая. Очень важно, что внутри сообщества формируется культура взаимопомощи.
— Александра Березняцкая, выпускница Томского государственного университета и III набора «Учитель для России», преподавала английский язык в школе №30 в Воронеже
Мне нравится атмосфера «Летнего института». Каждый, кто здесь присутствует, имеет схожие со мной взгляды не только на образование, но и на жизнь. Мои коллеги здесь — эксперты в той области, в которой они будут преподавать. В одном кругу сидят профессор биологии, физик-экспериментатор и я, дипломат-международник. В моём понимании это золотая молодежь в идейном и душевном отношении. Здесь собралась сотня ребят, которые готовы отказаться от других перспектив ради общего и не очень близкого блага. Это одни из лучших людей, которых я встречал.
— Сеал Сераджи, выпускник МГИМО и IV набора «Учитель для России», преподавал английский язык в школе №18 в Великом Новгороде
Я считаю крайне важным, чтобы люди входили во взрослую жизнь с позитивным опытом человеческого общения. Считаю необходимым развивать школу как место, где ребёнок получает эмоциональную поддержку, импульс к развитию творчества, критического мышления, способности вырабатывать свою собственную точку зрения. Место, где его учат проявлять интерес к миру и к себе самому.
— Виктор Песелев, председатель совета директоров LUIS+
Мы благодарим наших спонсоров и партнёров, благодаря которым наши учителя получают на Летнем институте уникальный образовательный опыт — и возвращают его детям в региональных школах России: