Как создать коммуникативную культуру на уроке и вне его?
Коммуникативная культура — это всё то, что влияет на наше общение друг с другом. Чаще всего под этим понятием подразумевают набор норм, ценностей, личных качеств, а также знаний и навыков, которые помогают (а в некоторых случаях мешают) нам общаться. В рамках класса мы понимаем коммуникативную культуру как любое общение, происходящее внутри него: на уроке и вне урока (на перемене или после занятий), взаимодействие учителя с учениками и учеников друг с другом.
1. Правило «Один говорит — другие слушают». Это правило гарантирует ученику время высказаться и быть услышанным. Учителю следует предупредить детей, что задать вопросы или прокомментировать сказанное они могут в специально отведенное время.
2. Каждый устный ответ сопровождается позитивной обратной связью. Для многих учеников высказываться на уроке — это стресс. Учитель может создать для каждого ученика ситуацию успеха от устного ответа, если даст позитивную обратную связь (даже если ответ был неверным или частично неверным). Например: «Я рад, что сегодня ты решил принять участие в обсуждении» или «Ты правильно назвал век, в который произошло это событие. Кто может уточнить год?»
3. Модерирование фронтального опроса. Фронтальный опрос — это классический опрос на уроке, когда учитель задает вопросы, а ученики отвечают «по руке». Существует несколько технологий для организации работы учеников во время такого опроса (например, «холодный обзвон», «горячий обзвон», «время ожидания» и т. д.). С их помощью учитель избежит ситуации, когда во время устного ответа класс фокусируется на нескольких учениках, а остальные не имеют дополнительной мотивации для участия в обсуждении.
4. Только полные ответы. Часто учитель слышит одно верное слово и учитывает его как верный ответ. Культура полных ответов поможет ученикам качественно формулировать связные предложения устно и на письме.
5. Отказы не принимаются. Эта рекомендация тесно связана с пунктом «Каждый устный ответ сопровождается позитивной обратной связью». Ученикам бывает некомфортно отвечать устно, когда они не знают правильный ответ. В таком случае учителю следует создавать безопасную среду в классе, где просьба высказаться выглядит гармоничной. Например, дать возможность ученику порассуждать вслух.
6. Вести трекинг учеников по устным ответам на уроках: отмечать, кто ответил, а кто нет, чтобы гарантировать равенство возможностей. Часто учителю бывает сложно отследить ответы детей в классе из 25-30 человек, но можно делать это с помощью технологии «Фотография класса».
Хотите знать больше? Приходите в программу «Учитель для каждого»!