Алена Аренберг, выпускница БФ «Новый учитель»: «Как нейросети помогают мне с подготовкой к урокам»

Я преподаю русский язык, поэтому изучение нейросетей и общение с ними, — это не просто полезный инструмент, но еще и поле исследования для меня. Часто примеры моего личного общения с ChatGPT я приношу на уроки русского в старших классах в качестве кейса: так появился локальный мем про «ягмыш» — слово, придуманное чатом, — и попытка вместе с Федором Двинятиным разобраться, «а где же серсо»?

Вот восемь примеров того, как нейросети помогают мне с подготовкой к урокам: 

Использую ChatGPT для брейн-шторма при планировании уроков

Мне помогает разговор с чатом, когда у меня творческий блок или когда, наоборот, есть идея, но я не очень понимаю, как её воплотить. Тогда я прошу чат принять роль моего коллеги или методиста и составляю максимально конкретный запрос. Например, такой:

Придумываю целиком блоки уроков литературы

Часов литературы традиционно не очень много. Иногда я впадаю в ступор, когда думаю о том, как мне прочитать с учениками текст объемом больше рассказа, как-то его творчески переосмыслить, помочь им «присвоить» текст себе и при этом  не потратить на это всю четверт

Вот, например, как я просила помочь с блоком уроков по повести «Путешествие Кролика Эдварда» Кейт ДиКамилло для 5 класса. Тут важно отметить, что я почти никогда не использую варианты от нейросети полность. Просто он предлагает идеи, которые я под себя переделываю и докручиваю. 

Скидываю задачи, которые отнимают много времени на воплощение

Например, я запланировала прикольный урок про рыцарство и решила, что мне нужен тест «Какой ты рыцарь?» в начале урока, чтобы повеселиться и настроиться на урок.

Если бы я делала это сама, у меня бы это отняло весь вечер: составить вопросы по теме, придумать на каждый вопрос несколько вариантов ответа, сопоставить каждый вариант ответа с кем-то из рыцарей, потом еще всё загрузить на платформу с тестами… Всё это скучно и энергозатратно, поэтому я прошу чат помочь. С меня идея, с него — вопросы, ответы, критерии оценивания. У него это заняло пару минут, еще минут 10 я потратила на то, чтобы перенести информацию на сервис, на котором можно сделать тест. Потом пошла отдыхать, а на следующий день веселилась на уроке.

Использую нейросети, чтобы связать разные предметы вместе и добавить актуальности в занятия

Когда мы читали повесть «Путешествие кролика Эдварда» К.Дикамилло, я подумала, что было бы здорово скрестить литературу и географию. Я вставила описание локаций,  по которым проходит главный герой и попросила чат найти реальные места в США, которые соответствовали бы настроению и описанию мест. Потом я просила его составить маршрут, который мог бы быть реальным, и вбила координаты на карту. Мы распечатали карты и просили найти локации по координатам, сопоставить место реальное и книжное по описанию, перенести маршрут на карту. Это, возможно, звучит запарно, но вообще-то на всё про всё у меня ушло где-то минут 30.

Это я пишу в ночи училке географии радостную новость:

Прошу придумать интересную аналогию для темы урока или прошу подсказать, как упростить материал

Иногда я сталкиваюсь с ситуациями, когда «я вроде бы и так объяснила, и вот так, а ученику всё равно неясно». Тут в ход идут запросы вроде «объясни так, чтобы было понятно пятикласснику» или «придумай аналогию, которая бы позволила объяснить эту тему на основе комиксов».

Вот, например, аналогия тому, что такое тема и рема:

Или вот пример дифференциации теории по уровню:

Прошу расшифровать текст видео, изучить его и помочь составить вопросы по нему

Допустим, пару лет назад я посмотрела классное выступление на TED Talks. Я помню основные идеи, но подробности из видео уже, конечно, забылись. Если я очень сильно хочу использовать это видео на уроке, мне нужно его заново пересмотреть и составить какой-то рабочий лист на первичное восприятие информации, чтобы ученики слушали не просто так. Порой я отказывалась от прикольной идеи, потому что у меня просто не было времени всё пересматривать, чтобы точно знать, на какой минуте что было сказано.

Но потом я придумала отдавать эту работу нейросети: я копирую текстовую расшифровку видео (они есть на Ted, на ПостНауке, часто и на YouTube), прошу нейросеть сначала вычленить основные мысли, а потом составить 5-10-15 фактических вопросов по тексту. Как правило, у чата это занимает около 5 минут, а я свободна придумывать, как проблематизировать тему и поработать с ней на занятии.

Генерирую изображения

Я нечасто пользуюсь этим и всё еще нахожусь в поиске идеальной (для меня) нейросети, которая создает изображения. Но это прикольный способ разнообразить занятие: иногда я прошу сгенерировать несколько абсурдные сюжеты и использую эти изображения как материал для творческих работ. Например, по ним можно создавать истории, можно придумывать предложения или словосочетания, или отрабатывать новое правило.

Вот вариант от Midjourney по приблизительно такому запросу (писала на английском): «Красивая девушка в вечернем платье и инопланетянин сидят за столом. На фоне космические пейзажи, на столе белая скатерть и изысканный ужин. Стиль рисовки — пин ап».

Провожу фактчекинг или прошу составить список источников

Chat GPT известный врун и придумщик, поэтому его просить об источниках (пока) бессмысленно. Для этих целей использую Perplexity, которая к любому ответу даёт список источников, которые можно проверить и чаще всего они вполне адекватные. Я у неё часто спрашиваю о каких-то новых исследованиях, о современной педагогике, литературе.

Вот, например, у меня был такой запрос: 

Нейросеть выдала интересный список исследований, особенно меня заинтересовало вот это:

Собираю языковой материал для кейсов и дискуссий

Предметом обсуждения на занятии может стать что угодно:

  • когда ChatGPT придумал с нуля несуществующее слово и его значение, а также этимологию, это стало поводом для урока с разбором кейса о том, зачем и как можно перепроверять источники, которые выглядят убедительно;
  • на литературе сравниваем тексты писателей и нейросети, которую попросили писать в похожем стиле: смотрим, какие элементы стиля она выделяет, насколько получается правдоподобно;
  • Вот пример ответа на подобный запрос: дальше был текст рассказа, вполне соответствующий запросу:

Коллега недавно предложила чату список утверждений, которые соответствуют здравому смыслу, — их написал шотландский философ 18 века Джеймс Битти; затем она попросила чат составить свой подобный список утверждений, что послужило поводом для интересного обсуждения про концепцию здравого смысла и отличия в нашем восприятии его.

Бонус: а еще нейросеть отлично справится с планированием и составлением личного расписания; подбором книг по интересующей теме; планированием меню и покупок и с прочими задачами, которые сильно упрощают мне жизнь и повышают уровень комфорта. А довольный учитель — это интерес и любопытство на уроках!

*картинка на обложке создана чатом GPT