Доказательная педагогика: эффективны ли домашние задания?
Ученый Джон Хэтти в своей книге «Видимое обучение» выявляет размер эффекта домашних заданий: он составляет 0,29. Согласно его исследованию, все эффекты с размером, равным 0,2 или ниже, довольно незначительны; эффекты от 0,2 до 0,4 заметны, но не оптимальны; эффекты более 0,4 («выше среднего») автор считает приемлемыми и рекомендует обращать на них внимание.
Говоря простым языком, доказательная педагогика сравнивает образовательный эффект от домашнего задания с тем же эффектом, когда учитель просто стоит рядом с учеником. В таком случае, можно ли сказать, что домашнее задание не имеет смысла и не несет никакой пользы для ученика? Хэтти утверждает, что выполнение домашних заданий в целом положительно влияет на учебные результаты, однако существует несколько нюансов.
- Ученый Х. Купер говорит, что самый маленький эффект от выполнения домашних заданий наблюдается у младшеклассников (начальная школа), вдвое выше — у учеников средних классов, а самый высокий — у старшеклассников.
- Увеличение времени, затраченного на выполнение домашних заданий, снижало размер эффекта у всех детей всех возрастов.
- Поддержка родителями самостоятельного выполнения домашних заданий положительно влияет на учебу, тогда как прямое участие членов семьи в домашней работе ребенка — отрицательно.
- Выполнение учеником дома конкретных задач более эффективно, чем выполнение заданий, подразумевающих глубокое освоение материала и владение навыками решения проблем.
- Наименее эффективные домашние задания — это те, которые требуют выполнения проектов или задействуют высокое концептуальное мышление.
- Объемные домашние задания и недостаток мониторинга (их последующей проверки) — это показатели неэффективности преподавания (У. Траутвайн, О. Кёллер, Б. Шмитц, Ю. Баумерт).
- Позитивный эффект от домашнего задания тем выше, чем старше ученик и чем выше уровень его способностей.
- Данные, подтверждающие, что выполнение домашних заданий помогает детям развивать навыки управления временем, отсутствуют.
- Домашние задания, не предусматривающие активного вовлечения учителя, оказывают незначительное воздействие на обучение.
Как правильно давать домашнее задание?
Исследователи не пришли к четкому ответу на этот вопрос, однако мы приведем несколько критериев «хорошего» и «плохого» домашнего задания. В своих советах мы опираемся на показатели эффективности Джона Хэтти.
Совет №1: У ребенка должна быть возможность выбора внутри домашнего задания (по сложности, по виду деятельности, по обязательной и необязательной части).
Совет№2: Учитель должен объяснить ученикам, на какие образовательные результаты работает домашнее задание, и дать четкую и понятную инструкцию по его выполнению.
Совет №3: Учитель должен обязательно проверить домашнее задание и дать обратную связь. Также следует четко обозначить последствия невыполнения домашнего задания (если они есть).
Совет №4: Задание должно быть в зоне ближайшего развития ребенка: не слишком простым, но посильным для самостоятельного выполнения.
«Задавать или не задавать, вот в чем вопрос…»
Однозначного ответа на этот вопрос нет. Безусловно, существуют виды деятельности, которые ребенку будет сложно выполнить в классе. Например, написание эссе или сочинения, чтение книги, создание картины. Доказательная педагогика называет часть этих заданий неэффективными, однако мы не можем исследовать, как создание, например, генеалогического древа, повлияет на семейные отношения или на будущий интерес ученика к истории своего рода (или истории в целом).
Для изучения иностранного языка важно учить слова и грамматические конструкции, что практически невозможно сделать в формате класса. Это тоже аргумент в пользу ДЗ.
Самостоятельная работа дома может быть во многом полезна для ученика, однако учитель должен учитывать не только ее предполагаемую пользу, но и возможный вред (например, уменьшение свободного времени, и, как следствие, снижение мотивации) и руководствоваться результатами современных педагогических исследований.
О доказательной педагогике
В последнее время прогрессивное педагогическое сообщество все чаще говорит о доказательной педагогике. Что же это такое? Прежде всего, это использование на уроках тех методов и подходов, которые доказали свою эффективность. Самые значимые имена в области доказательной педагогики — это Джон Хэтти (труд «Видимое обучение»), Джефф Петти («Современное обучение») и Роберт Марцано («Classroom instruction that works»).
Как же определить, какие методы в образовании являются эффективными, а какие нет? Как и в доказательной медицине, где ученые организуют клинические исследования, чтобы понять эффект препарата, исследователи образования проводят контролируемые испытания, сравнивают их, комбинируют выводы и получают метаисследование или метаанализ.
Используя эти данные, учитель может ответить себе на вопрос: «Какой эффект имеют мои действия на образование учеников?»
Список литературы:
- Джон Хэтти «Видимое обучение. Синтез результатов более 50 000 исследований с охватом более 80 мил. школьников»;
- Джефф Петти «Современное обучение. Практическое руководство»;
- Robert Marzano «Classroom instruction that works: research-based strategies».