Интервью с Георгием Клычихиным, генеральным директором компании «НЕТВЕЛЛ»

«Я окончил школу 40 лет назад. Это была региональная школа в глубинке, на Урале, в городе Чусовом Пермской области, — школа №7. Мне повезло, представляете, мы до сих пор продолжаем общаться с одноклассниками, более того, дружим всей параллелью. Мы абсолютно разные люди: с разными положением и достатком, но нам всегда есть о чём поговорить. Дружба наша сложилась по нескольким причинам.
Моя школа в Чусовом была новостройкой, и эта атмосфера нового нам помогала: новая школа, новые учителя, новые одноклассники. Мы все оказались в равных условиях, когда всем нужно было знакомиться и заводить друзей.

Еще нам помогли учителя. Из учителей в памяти остаются те, кто оказал на тебя влияние: кто не только хвалит, но и бывает строг — такие учителя как бы настраивают личность. С одноклассниками мы до сих пор вспоминаем двух учителей: классного руководителя, преподавателя физкультуры и потомственного педагога Ирину Александровну Алыпову. Весь город знал её! Она строила воспитание нас как детей, приобщая к физической культуре: укрепляла командный дух через эстафеты, игровые соревнования. И это нам помогло подружиться сразу. Второй запомнившийся нам педагог — бывший военный, педагог начальной военной подготовки, очень принципиальный человек Александр Васильевич Титов. Человек, который научил нас дисциплине, опрятному внешнему виду, уважительной манере общения. Как сейчас помню – он называл нас на «вы» и учил нас следить за собой. Почему мы вспоминаем этих педагогов с большой теплотой? Они нас, детей, уважали, очень верили в нас, если шутили – то по-доброму, без оттенка превосходства. Меня до сих пор удивляет – вроде обычная региональная школа, а вот встретились нам два таких выдающихся педагога и оставили след на всю жизнь!
Мы были разными: хорошистами, троечниками, отличниками. Но мы все дружили. И еще одной причиной этому было то, чем мы увлекались после школы. Влияние двора, спортивных секций, кружков тогда было колоссальным. В школе мы обменивались информацией, кто чем занимается: фотография, радиолюбительство, спортивные клубы. И меня эта часть жизни после школы сильно сформировала, особенно в выпускных классах. Мы с несколькими ребятами начали интересоваться мировой культурой, новыми музыкальными направлениями. Это было начало 80-х, самый расцвет рок-музыки, что-то совсем отличное от нашей эстрады. Мы сами пробовали играть на музыкальных инструментах, следили за всеми новинками, даже ансамбль свой запустили! Это была огромная часть жизни – дворцы культуры, выступления в деревенских школах, поездки. Там мы общались с ребятами разного возраста, и это здорово помогло научиться коммуницировать с людьми. А еще интерес к рок-музыке подтолкнул к изучению иностранных языков. Интересно же – о чем там поют? Мы до сих пор вспоминаем с друзьями – сидишь на скамейке во дворе – и вот кто-то принес новую запись, кто-то прочитал новые факты из жизни музыкантов. И это все было так по-доброму, интересно, позитивно и давало такой интерес к жизни, что хотелось развиваться дальше, дальше и делиться с окружающими. Важно то, что школа нам не запрещала этим заниматьcя. Наша завуч по воспитанию Майя Андреевна направляла нашу разрушительную энергию в мирное русло и подсказывала: проведите дискотеку, сходите с вашими записями в другую школу, дайте им послушать. Мы не ощущали давления, жестких рамок, было очень много самостоятельности. Разве что Александр Васильевич, который вёл НВП, не разрешал отрастить длинные волосы. Зато научил нас носить рубашки с галстуками.



Лично мне школа дала ощущение, что я полноценный, уверенный в своих силах, полноправный член общества. Я точно знал, что могу существовать в этом обществе, никаких психологических проблем, проблем с самоощущением себя в этом обществе у меня не было, и у других ребят тоже. Сейчас я вижу, что с этим (у детей) есть трудности.
Сегодняшняя школа готовит по каждому предмету в отдельности, даёт знания, но как дать ощущение, что ты всё это сможешь использовать в будущей жизни, собрать цельную картину? Этого не хватает. Дети становятся неуверенными в будущем, не понимают, зачем им эти разрозненные знания, зачем, например, изучать гуманитарные предметы… Насколько я понимаю, у педагогов сегодня жёсткие рамки, методички, отчётность. Учитель занят оценками, необходимостью успеть дать материал на уроке, и, видимо, на развитие личности каждого отдельного ребёнка времени и сил уже не хватает. У нас в школе было не так. В этом смысле я вижу, что педагоги фонда «Новый учитель» общаются с детьми иначе. Мне вспоминается детская конференция «Мысли вслух», которую я посетил несколько лет назад. Совсем другую атмосферу в школьных стенах я там увидел! Я читал письма, эссе педагогов, с которыми работает фонд. И вот что мне импонирует: неподдельная искренность участников проектов «Нового учителя». Особенно мне вспоминается письмо учителя из ЯНАО – как менялось его мировоззрение, как менялись отношения с детьми, как ребенок, который совсем отрицал ценность образования, вдруг задал вопрос «почему». Это настоящая педагогическая победа! Участники наших с вами программ так искренне об этом говорят. Хочется больше искренности, теплоты, уважения к детям, поэтому мы поддерживаем работу фонда.



Что должно быть у хорошего учителя? Ответ на этот вопрос несложный. Первое — он уважает учеников как личностей, он в них верит. Дети чувствуют, когда их уважают. Второе — хороший педагог не боится сложных вопросов. В своих ответах он не пытается утвердиться за счет учеников, не допускает неуместных шуток, не отвечает на вопрос учеников слишком просто «вы в таком возрасте не поймёте» и не перегружает трудными терминами — а это возможно, только если есть уважение к ученикам. Если ты уважаешь человека, ты имеешь право с него требовать, это законы менеджмента.
Средняя школа должна научить ребёнка задавать вопросы: почему? зачем? что дальше? Это зачатки критического мышления. Она должна научить ребёнка быть самодостаточным: следить за здоровьем, понимать, что для него хорошо, а что вредит. Рефлекс самодостаточности должен возникнуть на основе тяги к самообразованию, чтобы никогда не ставить точку в изучении любой темы. Ещё одно — школа должна научить адекватно коммуницировать с другими людьми. Но не как в клипе Pink Floyd, где все люди одинаковые, шаблонные, а наоборот — чтобы дети применяли навыки коммуникации в нужных ситуациях адекватно, опираясь на шкалу добра и зла. Всё это — аналитическое устойчивое мышление, которое формирует ребёнка как личность.
Мне хотелось бы жить в мире, где человеческая жизнь имеет первостепенное значение. Она должна стать святым понятием. Да, сейчас существует уклон в технологическое образование, но мы должны стремиться к обществу, где технологии служат подспорьем и направлены на развитие уникальности каждого человека, дают возможность совершенствоваться в сфере, которую он выбрал.
Как руководитель я заинтересован, чтобы образование развивалось в регионах. Я вижу, как в сфере производства компании, где работают люди из разных мест, более устойчивы. Наверняка эта мысль не нова: каждый привносит в общее дело своё, возникает эффект синергии. И хотелось бы, чтобы дети из регионов не боялись окунаться в жизнь вне своих родных мест. Подняться над ситуацией, собственной жизнью учитель может помочь — помочь ребёнку увидеть свой собственный путь.

Хочу пожелать детям научиться строить свою жизнь самостоятельно. Ваша жизнь в ваших руках. Посмотрите в зеркало — и вы увидите человека, который отвечает за вас всю жизнь. Уважайте, любите, развивайте сами себя. Не бойтесь совершать ошибки и учитесь их признавать, без них не может быть развития — все новаторы в истории ошибались. Успех — это упорный труд и счастливая случайность. Не увлекайтесь чтением историй успеха, изучайте ошибки, чтобы учиться на них и не допускать таких же.
Участники программ «Нового учителя» уже рискнули. И они знают, что лучше сделать и пожалеть, чем не сделать. Продолжайте уважать ваших учеников, никогда не унижайте, не бойтесь дурачиться и веселиться с вашими учениками. Хорошее чувство юмора — это важно».