Как научить детей не бояться математики

Когда-то Лизе Петрухиной хотелось работать с «олимпиадниками». Но с фондом «Новый учитель» она стала учительницей в классе, где достижение для ученика средней школы — научиться складывать двузначные числа. Тогда Лиза поняла, что ценность не в сложности задач, а в том, чтобы у каждого ученика появилась возможность интеллектуально сдвинуться с места. Сегодня рабочее пространство Лизы не школьный кабинет, а математические кружки «Квадрат» в Приморье. Но миссия остается неизменной: дать детям возможность пробовать новое и не бояться математики. 

Без отклонений от курса

Поступая в вуз, Лиза точно знала, что хочет быть учителем. Однако педагогический вуз принципиально не рассматривала — хотела получить фундаментальное математическое образование, чтобы в случае ухода из школы можно было переключиться на IT или научную деятельность. До сих пор такой мысли не возникло: Лиза чувствует себя на своём месте. 

Окончив бакалавриат Высшей школы экономики, с фондом «Новый учитель» Лиза на 2 года уехала за Полярный круг и вела уроки математики в Панаевской школе-интернате на Ямале. Для Лизы эта работа стала достижением цели, к которой она шла осмысленно и последовательно. В отличие от однокурсников, которые после выпуска остались в Москве, Лиза сделала выбор в пользу своей детской мечты: прошла отбор в программу «Учитель для каждого» и не пожалела — успела попасть в последний набор проекта и уехала учить математике детей в тундру. 

Уроки для детей оленеводов

До Ямала Лиза вела математические кружки для детей с 3 по 7 класс, приходивших на занятия с интересом и мотивацией. Переход в школьную среду оказался резким –  не только в профессиональном, но и в эмоциональном плане.

В Панаевской школе-интернате учатся как дети, живущие в посёлке, и те, кто большую часть учебного года проводит в интернате при школе, пока родители живут в тундре, «каслают», ведут стада. Ученики из тундры прилетают в сентябре на вертолёте. На новогодние каникулы многих забирают домой на снегоходах, потом они возвращаются обратно. В конце апреля — в начале мая школьники отправляются в тундру на летние каникулы.

Разлука с родителями дается тяжело. Многие скучают по родным, чуму (переносному жилищу кочевников из жердей и шкур), оленям. В этих условиях трудно ответить на вопрос: «Зачем тебе математика?». Значительная часть детей после школы возвращается домой, продолжить образование в вузах решаются немногие. Да и считать оленей, как говорят в тундре, плохая примета.

Одно написанное слово

Особым вызовом для Лизы стала работа в классе с детьми по адаптированной программе. Лиза не чувствовала уверенности в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Пришлось учиться прямо в процессе. Класс адаптивной программы оказался самым трудным, но и самым запоминающимся.

Один из учеников регулярно срывал уроки, убегал из кабинета, залезал в шкаф, кричал. Но однажды, когда весь класс работал над заданием, Лиза решила помочь этому мальчику складывать двузначные числа с помощью счетных палочек. Для него это было что-то новое, сложное, но посильное. Когда в конце урока учительница предложила классу поделиться, что у них хорошо получилось, мальчик попросил Лизу написать на доске слово «примеры» — оказалось, он не умеет писать. Переписав слово, ребёнок дорисовал улыбающийся смайлик и гордый ушёл на перемену. Так небольшое событие показало, что на уроке можно получить не только знания по предмету, но и совершить первый успешный шаг. Даже если этот шаг  — одно слово.

Математика как пространство для игр

Работа с детьми требует постоянного поиска новых форматов, которые помогут не только учить, но и удерживать интерес. Каждую четверть Лиза завершала в классах игрой. Особенно ученикам полюбилась игра «Карамельное казино». А ещё у Елизаветы всегда при себе коробка с головоломками: она выручает и на переменах, и во время уроков. Лиза уверена: математика не просто набор правил и цифр, а источник открытий и пространство для творчества. Это она старается донести до каждого ученика, чтобы пробудить у них живой интерес к предмету.

С Крайнего Севера — в Приморье

В декабре прошлого года фонд «Новый учитель» анонсировал новую инициативу — математические кружки «Квадрат» в Приморском крае. Лиза как раз хотела развивать математические кружки в регионах, а двухлетняя работа в сельской школе на Севере должна была в этом помочь. Сейчас Елизавета занимается подготовкой учебных материалов для «Квадрата»: подбирает задачи, составляет задания для детей и методические рекомендации для преподавателей. В них описывает не только решения задач, но и формулирует наводящие вопросы, которые можно задавать детям – чтобы не лишать их радости самостоятельного открытия. Также Лиза прописывает вводные теоретические части, с которых может начинаться каждое занятие.

Этой осенью Лиза переезжает во Владивосток — уже не как учитель, а как методист и куратор кружков. Планирует посещать занятия, давать обратную связь, отвечать на вопросы и помогать в организации. Лиза понимает: не все её ученики станут математиками. И не все продолжат учебу после школы. Но у каждого из них — в Панаевске, Владивостоке или где бы то ни было — должен быть шанс открыть для себя что-то новое, почувствовать интерес, сделать пусть маленький, но уверенный шаг.

Материал подготовлен студентами курса по медиаволонтёрству НИУ ВШЭ  Анной Галкиной и Яной Курт-Оглы. Редакция: БФ «Новый учитель».