Как необычно завершить учебный год

Конец учебного года — особое время для школьников и учителей. Это период подведения итогов, осмысления пройденного материала, рефлексии о своих учебных навыках и личностных изменениях, время подготовки к долгожданным каникулам. Нам кажется, что очень важно завершить годовые курсы по русскому языку и литературе так, чтобы ученики вспомнили самые яркие моменты на уроках, порадовались своим успехам, нашли своё вдохновение в учёбе на будущее. Наши выпускники и организаторы Мастерской по литературе для школьников и учителей «Новая (не)школьная (не)литература» на «Летней школе» предлагают идеи для завершающих занятий по русскому языку и литературе, которые помогут не только обобщить знания, но и сделать финальные уроки по-настоящему запоминающимися и значимыми. 

NB: Часть из упомянутых приёмов можно использовать и на уроках по другим школьным предметам.

Идея №1: Подготовьте проект или доклад по интересующей вас теме

Обычно на уроках ученики готовят презентации по учебным темам, в которых мало творческого потенциала и личной заинтересованности. Поэтому мы предлагаем ученикам самостоятельно выбрать интересующую их тему, связанную с русским языком или литературой, и сделать доклад (low-level) или исследование (hard-level) по интересующей их теме. Здесь учителю важно сначала объяснить, что такое исследование, рассказать о его этапах, о том, что такое гипотеза, где искать источники и как проводить фактчекинг. Часто ребятам интереснее всего проводить именно социологическо-лингвистические опросы у прохожих на улице. Из такой презентации проектов можно сделать целое мероприятие: позвать родителей и друзей, учителей по другим предметам и сверстников из параллели. 

Поделимся с вами некоторыми темами, которые наши ученики сформулировали самостоятельно для своих проектов на основе их интересов: «Что люди разных поколений знают про жизнь и творчество А.С. Пушкина?», «Анализ заболевания главного героя комикса “Смысл” через визуальный язык произведения», «Дедуктивный метод Шерлока Холмса и его применение в обычной жизни», «Знает ли современное поколение сленг 1990-х и 2000-х?», «Заимствования в русском языке: неизбежность развития или досадная тенденция?», «Скорость чтения и способы её улучшения».

Есть и более универсальный и менее сложный формат презентаций — «Печа-куча».

Его главное правило — раскрыть какую-либо тему или проблему, используя только 20 слайдов, каждый по 20 секунд, на каждом из которых будут только картинки. После каждого выступления можно устраивать обсуждение, помогающее рассмотреть озвученную проблему с разных сторон. Такой структурированный формат презентации с зафиксированными правилами помогает развивать спонтанное и творческое мышление, тренировать навык импровизации и выступления перед аудиторией.

Идея №2: Напишите письмо в будущее себе или литературному герою

Ученики могут написать письмо себе в новый учебный год — с анализом прошлого и взглядом в будущее. Можно вложить получившиеся письма в конверты, отдать их учителю и открыть уже 1 сентября. А можно использовать и онлайн-сервисы. Мы предлагаем список из следующих опорных вопросов, позволяющих сделать эту практику более рефлексивной:

Что я узнал(а) о себе за этот учебный год? Какими своими достижениями я горжусь?
Что бы я хотел(а) улучшить в себе?
Что я хочу пожелать себе в следующем году? Какие цели я ставлю себе на следующий год?

Если ученик не хочет обращаться к себе, то можно предложить ему альтернативу — написать понравившемуся литературному герою. Здесь также могут быть разные вопросы-подсказки, позволяющие глубже проанализировать персонажа:

Какие вопросы ты хочешь задать герою? Поддерживаешь ли ты его выбор и действия? Почему? Что ты бы посоветовал(а) герою, если бы оказался рядом? Как бы ты повёл(а) себя на его месте? Чем он тебе близок или непонятен?

Идея №3: Организуйте литературный квест

Этот приём особенно хорош в том случае, когда вы ведёте занятия в двух классах из одной параллели: тогда классы могут провести квест друг у друга. Но и внутри одного большого класса он тоже может хорошо сработать. 

Лучше запланировать 3-4 урока для поэтапной подготовки такого образовательного мероприятия. Сначала выберите произведение, которое вы проходили совсем недавно и в котором есть много сюжетных линий (для 5-6 классов идеально подходит «Алиса в Стране чудес» или «Приключения Тома Сойера», например). Разделите класс на две команды и попросите каждую придумать квест с 5-6 станциями, посвященными этому тексту. Станции могут быть самыми разными: интеллектуальными, игровыми, проверяющими физические и творческие навыки участников и т.д. Важно, чтобы все они были связаны с тематикой и героями выбранного произведения. Можно принести из дома реквизит, оформить пространство класса, нарисовать карту со станциями и подобрать подходящую музыку. Попросите учеников придумать приз для того участника, который сможет выполнить все задания. После этого предложите обеим командам провести квест друг у друга. Наслаждайтесь неподдельным духом соревнования учеников и их полной увлечённостью процессом.

Идея №4: Рефлексия как осмысление и отражение своего опыта

Существует большое количество разных форматов рефлексии, поэтому мы предложим как более универсальные, так и более специфичные именно для русского языка и литературы:

  1. Колесо баланса
  2. Описание курса как карточек на ВБ

Ученики пишут отзыв на изученный курс так, как если бы это был товар на маркетплейсе. Возможные части отзыва: 1) что это за товар (если хотят делать метафору)? 2) в каком состоянии он к ним пришел? 3) это ругательный или хвалебный отзыв? 4) что именно разочаровало, пришло сломанным или не в том виде? 5) что понравилось, чему рады? 6) прикрепить «фотографии» товара – предметные картинки, свои работы и т. п. 7) советы производителю по улучшению продукта

  1. Создание книжки с разворотами «Как прошёл этот год»
  2. Дерево Блобба и другие метафорами
  3. Годовой компас для завершения старого периода и начала нового
  4. Утверждения по прошедшему году, которые можно разбирать в парах

Идея №5: Поиграйте в «Свою игру» и присвойте полученные за год знания

Финальный урок можно превратить в интеллектуальную игру по типу телепередач «Своя игра» или «Что? Где? Когда?», где ученики смогут и творчески проявить себя, и обобщить знания по пройденным темам. Соревновательность этого формата мотивирует учеников находить нестандартные решения к сложным заданиям и вспоминать давно пройденный материал. 

Подготовьте блоки вопросов по темам, которые изучались в течение года или были иным образом содержательно связаны с программой. Возможные варианты: «Работа с текстом», «Сложные задания, не вошедшие в контрольные и ВПР», «Термины и правила по русскому языку», «Творческие задания», «Эрудиция и сообразительность». Каждый блок может содержать задания разной сложности, за которые даются баллы (чем балл выше, тем задания сложнее). Обычная разбалловка в случае со «Своей игрой» — 10, 20, 30 и 40 баллов. 

Ученики самостоятельно объединяются в команды по 3-4 человека, выбирают название команды и «ласточку», которая будет носить ответы. Ведущим может быть учитель или один из учеников. Такой урок не только подводит итоги года, но и позволяет соединить творчество, логику и удовольствие от процесса, ощутить радость от командной работы.

Идея №6: Придумайте и оформите летопись учебного года

В начале такого занятия можно вернуться к темам, которые обычно проходят на уроках литературы в сентябре: Древняя Русь, жанры древнерусской литературы, летописи, фольклор. Обсудите, что такое летопись, как и зачем она создавалась, в каком стиле писались такие тексты. Это поможет задать тон и фокус дальнейшей работы.

После этой вводной части предложите учащимся создать собственную «летопись учебного года». Им нужно будет в художественной форме описать важные события, «битвы» (контрольные, сочинения, внеурочные важные мероприятия), «подвиги» одноклассников, запоминающиеся фразы учителей, забавные случаи, совместные достижения и открытия. Можно придумать интересное «летописное имя» для каждого ученика и добавить юмористические элементы в текст, чтобы сделать его более живым.

Такая форма работы может быть как индивидуальной, так и групповой. Во втором случае нужно будет разбить год по месяцам и распределить их между мини-группами по 3-4 человека. Итогом станет большая общая «летопись класса», оформленная в виде свитка или старинной книги (возможен также вариант презентации со стилизацией под древнерусский текст). Такое задание поможет обобщить совместно пережитый за год опыт класса и стать хорошей практикой сторителлинга.

Идея №7: Нарисуйте, сконструируйте или иначе зафиксируйте важное

Здесь у ребят есть возможность в творческой, рефлексивной и живой манере осмыслить свой опыт за прошедший год. Приведем примеры уроков, которые полюбились нашим ученикам больше всего:

1.  Для проведения этого занятия вам потребуются дополнительные материалы: небольшие картонные коробки объемом 2,5-3 литра по количеству учеников в классе, акварель, гуашь, фломастеры, крафтовая бумага, воздушный пластилин и другие материалы под рукой. Сначала попросите учеников поговорить в парах о том, как прошёл их учебный год (можно использовать те же опорные вопросы, что и в письме себе в будущее). Затем предложите им сформулировать собственную метафору этого года — например, «учебный год как полыхающий костёр», «учебный год как вершина айсберга». После этого раздайте ученикам коробки и материалы для рисования. Обозначьте, что сейчас нужно будет заполнить их всем важным, что окружало их в этом учебном году в школе. Можно использовать любые художественные средства, можно придерживаться озвученной метафоры, но самое главное — быть искренним.

2.  Для проведения этого занятия вам потребуются метафорические карты (мы часто используем колоду «Дух творчества», например) и стулья. В начале этого занятия мы рекомендуем сделать несколько тренинговых упражнений на подключение воображения и образного мышления, а только потом переходить к основной части. После того, как все ученики будут достаточно включены в процесс и сонастроены, попросите их сесть в круг. На полу разложите колоду карт картинками вверх и предложите им выбрать то изображение, которое на лучше всего отражает их эмоции в конце учебного года. Попросите их по очереди озвучить, почему они выбрали именно такую карту и какие эмоции они испытывают сейчас. Затем предложите ученикам объединиться в минигруппы на основе какого-то сходства в их картах и сформулировать это сходство через эмоции от прошедшего года. В зависимости от степени рефлексивности группы можно давать дополнительные задания, связанные с картами.