Копилка учителя: эффектное начало урока
Как выстроить эффективное начало урока? Какие этапы должны в нем присутствовать? Попробуем ответить на эти вопросы, а также мы поделимся нужными инструментами по каждому этапу.
Грамотно построенное начало урока помогает учителю задать темп, динамику и рамку занятия. Психолог образования Роберт Ганье выделяет три этапа начала урока:
- Мотивация, или «привлечение внимания»;
- Целеполагание, или «информирование о целях»;
- Актуализация, или «повторение уже изученного материала».

Определения
Целеполагание — этап урока, в ходе которого ученики могут увидеть, над какими смысловыми единицами и умениями они будут работать в ходе урока.
Мотивация — этап урока, благодаря которому учитель вовлекает учеников в деятельность и объясняет, зачем этот урок.
Актуализация — этап урока, направленный на то, чтобы подготовить учеников к работе, восприятию нового материала; напомнить ученикам ранее изученные темы, актуализировать их умения и навыки.
Начало урока можно сравнить с занятиями бегом. Как начать бегать по утрам?
Подробнее о каждом этапе
Целеполагание
Детям важны предсказуемость и понимание того, что будет происходить на уроке. Учитель проговаривает или демонстрирует цели, чтобы сделать обучение «видимым» и повысить осознанность учеников в познании.
Существует педагогический «миф» о том, что ученики сами формулируют цель на урок. Мы в «Учителе для России» не считаем это обязательным, потому что для этого необходим высокий уровень осознанности у учеников. Умение ставить цель (любую, в том числе и предметную) — это очень непростая задача. Именно поэтому мы придерживаемся мнения о том, что между «учитель ставит цель» и «ученик ставит цель» есть промежуточный этап осознанной работы.
Инструменты целеполагания:
- Написать цель на доске или слайде;
- Чек-лист
3. Ученики формулируют цель по алгоритму;
4. Учитель представляет лист терминов.
Цель и план урока должны быть понятны всем ученикам, поэтому не стоит формулировать их сложным педагогическим языком. Главная цель этапа «целеполагание» — объяснить детям, какого результата от них ждут и в какой момент обучение можно считать свершившимся.
Мотивация
Мало только продемонстрировать цель ученикам, нужно еще сделать ее привлекательной для них. Учитель должен вовлечь детей в процесс познания. Антипример мотивационного этапа — долгая нотация о том, что это знание необходимо и обязательно пригодится во взрослой жизни. Можно использовать ключевой вопрос урока, демонстрацию парадокса, зацепки из картинок, мемов или текстов. Важно соблюдать баланс между сложностью и простотой вопроса (если он слишком простой, то ученикам станет скучно; если слишком сложный, то их ждет разочарование, что снизит мотивацию).
Советы для повышения мотивации:
- Свяжите материал урока с увлечениями учеников. Для этого нужен хороший контакт с учениками, креативное мышление. Не бойтесь показаться смешным, ведь в итоге ученики оценят ваше желание сделать материал интересным для них.
- Покажите собственную страсть и энтузиазм.
Инструменты мотивации:
- «Выбери цитату». Учитель подбирает несколько цитат на тему урока, желательно неоднозначных и проблематизирующих. Дети получают стикеры и наклеивают их на то высказывание, которое им больше нравится. В конце этапа идет обсуждение с аргументацией выбора.
- «Верю/не верю». Учитель выбирает интересные факты, правдивые и ложные. В начале урока ученики должны проверить свою интуицию и предположить, какие из фактов верны. Факты необходимо выбирать «цепляющие», но при этом относящиеся к теме. В конце урока можно вернуться к ним и проверить, как изменились мнения детей.
Актуализация
Этот этап помогает детям связать ранее изученные темы с новой, «освежить» в памяти смысловые единицы (определения и термины), создать систему из разрозненных кусочков знания.
Инструменты актуализации:
- «Учитель, отдохни!». В конце урока учитель просит учеников написать на стикерах три вопроса по теме, которую они прошли. Ответы на эти вопросы могут быть краткими или развернутыми. Учитель должен сохранить стикеры, и в начале следующего урока раздать их в случайном порядке и попросить детей написать ответы.
- «Ассоциации». Ученик садится спиной к доске. Учитель пишет на доске слово, которое может означать термин, имя личности, явление или процесс. Задача остальных учеников — назвать ассоциации к этому слову, не используя само слово, однокоренные слова и жесты. Можно усложнить процесс, поставив ограничение по времени.
- «Крокодил», «Алиас», «Кот в мешке». Учитель заранее выбирает слова или термины, которые необходимо актуализировать. В начале урока ученик тянет бумажку со словом или понятием и объясняет его, не используя однокоренные слова. Иногда можно добавлять дополнительные условия: объяснить без слов, нарисовать, объяснить одним словом.
Интересное, увлекательное и грамотно выстроенное начало делает урок эффективным и полезным, мотивирует детей к дальнейшему познанию и формирует у них осознанность в получении знаний. Учитель как бы создает мостик между детским «Я» (что мне нравится, что я уже знаю, что хочу еще узнать) и программой курса. Необязательно стремиться к «вау-эффекту», превращая каждую новую тему в праздник или костюмированный бал. Иногда нескольких проблемных вопросов уже достаточно, чтобы тема «отозвалась» в учениках и они заинтересовались.
Список литературы для тех, кто хочет знать больше:
- Джули Дирксен «Искусство обучать»;
- Дейв Берджес «Обучение как приключение: как сделать уроки интересными и увлекательными».