Копилка учителя: рутины на уроке

Рутины — неотъемлемая часть современного урока. Рутина в школьном контексте — это то, что регулярно повторяется, некий устоявшийся порядок, с которым знакомы ученики. Дети нуждаются в понятных постоянных действиях, которые создают ощущение стабильности и безопасности. Обычно введение рутин требует времени, но уже через несколько уроков эти повторяющиеся действия принесут пользу учителю и ученикам.

  1. С помощью рутин учитель может моделировать в классе ситуации успеха. Например, инструмент «позитивное подкрепление», который мы рассмотрим далее, даст детям возможность получить позитивную обратную связь от учителя, выполнив очень простые действия.
  2. Рутины — это весело. Некоторые инструменты для сбора внимания (например, хлопки) вносят в урок спонтанность и веселье.
  3. Благодаря рутинам занятие становится эффективнее, а его темп повышается. Постоянно повторяющиеся действия, знакомые ученикам, значительно экономят время урока и позволяют фокусироваться на более важных задачах (например, на изучении нового материала).

Рутины для сбора внимания

Сбор внимания через позитивное подкрепление. Когда учителю нужно привлечь внимание учеников (например, во время зачитывания инструкции или проведения фронтальной работы), то он (она) фокусируется на детях, которые уже включились в работу, а не на тех, которые отвлекаются.


Пример:
Учитель: Итак, ребята, время вышло, я готов(а) давать инструкцию к следующему заданию.
Класс: [шумит и не готов к работе].
Учитель: Спасибо, Маша, я вижу, что ты готова работать. Спасибо, Ваня, я видел(а), что ты был отвлечен, а теперь готов меня слушать. Спасибо, Умед, что ты тоже включился в работу.
Учитель дает классу еще несколько секунд и зачитывает новую инструкцию.


5-4-3-2-1. Учитель встает в центре класса и показывает пять пальцев на руке. Он загибает пальцы и проговаривает количество секунд до перехода к следующему заданию: «Мы приступим к следующему заданию через пять…» Когда дети привыкнут к этой рутине, то учитель может использовать ее молча, без дополнительных фраз.


Хлопки. Если в классе шумно, а учителю нужно привлечь внимание детей, он (она) может сказать: «Кто меня слышит — хлопните раз! Кто меня слышит — хлопните два!» Ученики точно обратят внимание на учителя, однако этот инструмент вряд ли можно эффективно использовать на уроке более двух раз.

Раздаточные материалы

«Взял себе  передай другому»Исследования показали, что самый эффективный способ раздачи рабочих листов и других предметов работает по принципу «Взял себе — передай другому». В небольших классах с предсказуемым числом учеников вы можете рассчитать количество листов на каждый ряд. Также, чтобы добавить веселья, можно засекать время, за которое дети справились с задачей.

Рутины для проверки понимания

«Пять пальцев»Учитель задает вопрос об уровне понимания и просит детей оценить себя с помощью пальцев руки. Прежде чем ученики это сделают, учитель дает критерии.

Пример:

Оцените уровень понимания темы урока с помощью пяти пальцев, где пять — «я понял и могу объяснить другому», четыре — «понял, но не могу объяснить другому», три — «понял, но есть несколько вопросов», и так далее.

«Ладошка-кулачок»Учитель проверяет понимание через вопросы, в которых есть два варианта ответа. Например, «согласен/не согласен», «верно/неверно» или тестовые задания с двумя вариантами ответа, где первый вариант ответа — «ладошка», а второй — «кулачок».

Пример:

«Вы увидите на слайде утверждение. Если вы считаете утверждение верным, то покажите ладошку, если неверным, то кулачок. Свой ответ вы должны показать на счет три».

«Камень, ножницы, бумага»Учитель предлагает детям задание с несколькими вариантами ответа. Ученики показывают ответ на пальцах: количество пальцев — это вариант ответа, который ученик считает правильным. Например, если ученик показал два пальца, то считает правильным ответ №2.

Рутины для объединения в группы и пары

Символы в раздаточных материалах. В раздаточном материале учитель указывает какой-то символ (например, кружок, треугольник или квадрат). Когда ученикам необходимо объединиться в группы, учитель определяет место в классе, куда нужно отправиться обладателям тех или иных символов. Эффективнее всего делать это в начале урока, чтобы не нарушить динамику в классе.

Объединение в пары. В пары лучше всего объединять сидящих рядом учеников: сосед по парте, сосед сзади или спереди, через проход и т. д.

Все инструменты гибкие, и учитель может трансформировать рутины под свой план урока или особенности конкретного класса. Важно выбрать не более трех инструментов для каждой цели, чтобы дети быстрее их запомнили и не запутались.

Список литературы:

  1. Дуг Лемов «Мастерство учителя»
  2. Jane Nelsen «Positive discipline»