Копилка учителя: золотые правила хорошей инструкции

Одним из условий успешного выполнения задания учениками является грамотная инструкция. Важно не только продумать текст инструкции, но и соблюсти алгоритм ее представления ученикам.

  1. Сбор внимания. Прежде чем давать инструкцию, учителю следует убедиться, что дети готовы слушать и воспринимать информацию. Вы можете использовать один из инструментов для привлечения внимания учеников, о которых мы рассказали в материале про рутины на уроке («сбор внимания через позитивное подкрепление», «5-4-3-2-1» или «хлопки»)..
  2. Фокус внимания на объекте, с которым связано задание (учебник, рабочий лист, тетрадь). Пример: «Обратите внимание на 10-й параграф учебника, третий абзац».
  3. Пошаговое объяснение действий, которые ученик должен выполнить. Учитель может фронтально проговорить важные аспекты инструкции всему классу или указать детям на написанную в рабочем листе инструкцию. Такой способ развивает у учеников читательскую грамотность, позволяет самостоятельно работать по алгоритму и разбираться в смысле заданий без большой поддержки учителя.
  4. Объявление временной рамки (тайминга). Пример: «На это задание у вас есть 10 минут».
  5. Проверка понимания. Учитель просит учеников «вернуть инструкцию». Пример: «Вера, повтори, пожалуйста, инструкцию к заданию».

Теперь поговорим более подробно о тексте инструкции. Инструкция должна отражать пожелания учителя к выполнению заданий и максимально четко описывать каждый шаг работы, при этом будучи краткой и емкой. Мы выделили два самых важных аспекта инструкции: лаконичность и наблюдаемость.

Лаконичность. Для многих учащихся, особенно для младших школьников и тех, кто испытывает трудности с обработкой информации, длинные инструкции будут бесполезны. Однако краткие указания, описывающие каждый шаг, позволят учителю создать ситуацию успеха для большинства учеников, и помогут им быстрее ознакомиться с инструкцией. Большую задачу лучше разбить на мелкие подзадачи. Количество таких маленьких шагов в выполнении заданий зависит от возраста и стиля работы учеников.

Наблюдаемость. Этот параметр обеспечивают четкие шаги действий для учеников, чтобы они точно знали, что от них ожидается и как они должны выполнить поставленную задачу. Шаги действий должны включать не только то, что делают ученики, но и то, как они это делают (молча, в паре, в группе). Такая инструкция поможет учителю с легкостью определить, кто из учеников следует ей, а кто нет.

Немного о структуре и строении рабочего листа.

Инструкция тесно связано с заданиями, поэтому важно составить рабочий лист так, чтобы они помогли учителю и детям в достижении образовательных целей.

Внутри рабочего листа должна быть дифференциация. Сделайте первые несколько заданий очень простыми, чтобы придать детям уверенности в своих силах и повысить их мотивацию. Сделайте по крайней мере один из последних вопросов открытым, чтобы те, кто работает быстрее, не остались без дела.

Чаще всего ученикам требуется более одного вопроса для того, чтобы получить достаточно практики в трудной теме. Раздаточные материалы должны предоставлять детям возможность напрямую демонстрировать свои знания или умения и должным образом оттачивать навык.

Рабочий лист и другие раздаточные материалы должны быть привлекательными и, насколько возможно, интересными для учеников. Помимо текста можно включить туда фотографии, графики или другие визуальные материалы.

Список литературы:

  1. Дуг Лемов «Мастерство учителя»
  2. Jimalee Sowell «Good instruction-giving in the second-language classroom»
  3. Джефф Петти «Современное обучение»