Креативное мышление: как развить у учеников способность создавать идеи?
Креативное мышление — это способность создавать и формулировать идеи, а затем использовать их в реальной жизни. Современному человеку будет сложно преуспеть в обществе без креативного мышления, поэтому задача школы — развивать в учениках эту компетенцию. Благодаря креативности дети смогут быстрее адаптироваться к изменяющемуся миру, стать менее чувствительными к стрессу, создавать новые способы решения проблем, развивать воображение и любопытство, а также навыки проектной и исследовательской деятельности.
Из каких умений состоит креативное мышление?
Инструменты для развития креативного мышления
SCAMPER. Это один из популярных инструментов для генерации идей. В целом, это большой список вопросов, который поможет рассмотреть проблему с разных сторон. Все вопросы на уроке использовать необязательно, можно взять только те, которые соответствуют поставленным учебным целям и задаче (идее, которая должна быть разработана, или проблеме, которая должна быть решена).

«Шесть шляп мышления». Цель этого инструмента — выстроить диалог, структурировать идеи, обсудить их, а затем выбрать лучшие. «Шляпы» подходят для групповой работы.
Управление — Синяя шляпа. В этой шляпе участники обсуждают взаимодействие внутри группы. Как правило, модератор находится в синей шляпе в течение всего обсуждения, а другие участники надевают ее время от времени, чтобы скоординировать совместную работу.
Информация и факты — Белая шляпа. Какая информация доступна? Каковы факты? Надевая белую шляпу, участники определяют, какая информация у них есть, а какой не хватает.
Эмоции и чувства — Красная шляпа. Красная шляпа противоположна белой: здесь важны чувства и эмоции каждого участника группы, при этом никаких аргументов или обоснований они приводить не должны.
Критическое суждение — Черная шляпа. Ученики выявляют возможные препятствия, риски, опасности, ищут проблемы и несовпадения. Черную шляпу также можно использовать, чтобы модерировать затянувшуюся дискуссию и останавливать поток мыслей участников.
Оптимистичность — Желтая шляпа. Противоположность черной шляпы: участники выявляют преимущества, ищут аргументы в пользу чего-либо.
Креативность — Зеленая шляпа. Это поиск необычных, творческих идей и провокационных решений, исследование, полет мысли. Ее можно использовать после черной шляпы для поиска путей преодоления трудностей.

Развитие креативного мышления можно включить в урок по любому предмету. Мы уже писали о создании комфортной коммуникативной среды в классе (материал о коммуникативной культуре), благодаря которой дети не будут бояться высказывать и обсуждать идеи. Инструменты для развития креативности помогут им выходить за рамки традиционных взглядов, ставить чужие мысли под сомнение, искать пути обхода возможных ограничений в учебных задачах. Дети научатся создавать последовательные, эффективные и хорошо проработанные идеи и адекватно воспринимать любую обратную связь.
Список литературы:
- Creative thinking: skill development framework
- PISA 2021: Creative thinking framework