«Лес рук»: что такое фронтальный опрос и как сделать его эффективным?

Фронтальный опрос — это форма работы на уроке, при которой учитель устно опрашивает класс. С помощью фронтального опроса учитель может контролировать то, как дети усвоили тему, возвращаться к ранее пройденному материалу и создавать ситуации успеха для всех учеников.

Вид фронтального опроса зависит от того, как учитель выбирает отвечающего.

«Холодный обзвон»

Учитель задает вопрос и называет имя ученика, который должен ответить. Ключевая идея этого инструмента состоит в том, что от учеников всегда ждут активного участия в уроке, независимо от того, подняли ли они руку. «Холодный обзвон» дает учителю возможность проверить уровень знаний именно того ученика (или группы детей), который вызывает у него беспокойство. Исследователь образования Дуг Лемов предлагает также дифференцировать вопросы по «принципу строительных лесов» — от элементарных (может ответить любой ученик) до самого сложного (на него может ответить ученик, который в течение урока очень хотел отвечать и часто тянул руку).

Еще один плюс «холодного обзвона» — это повышение темпа урока, как реального, так и мнимого. Реальный темп урока действительно возрастает, потому что учитель не тратит время на ожидание ответов и не уговаривает учеников «еще подумать и поднять руку». Что касается мнимого высокого темпа урока («иллюзия скорости»), то благодаря «холодному обзвону» дети лучше вовлекаются в урок и запоминают, что их могут спросить в любой момент. При этом учителю нужно следить за тем, чтобы «холодный обзвон» не превратился в карательную меру для наказания неподготовленных детей или нарушителей дисциплины. Если такой опрос предсказуемый, систематический и позитивный, то он станет мощным инструментом для вовлечения учеников в урок.

«Горячий обзвон»

Учитель называет имя ученика, который должен ответить, и только после этого задает вопрос.

«Теплый обзвон»

Учитель выбирает отвечающего по поднятой руке.

Рандомайзер («лапта»)

Учитель случайным образом выбирает ученика, который будет отвечать. «Лапту» иногда путают с «холодным обзвоном», однако ключевая разница состоит в том, что в первом случае учитель не выбирает отвечающего. Дуг Лемов советует использовать рандомайзер при повторении уже изученных или базовых тем курса вашего предмета. Один опрос может включать в себя несколько тем: например, на уроке русского языка после вопросов о пройденных частях речи учитель может перейти к правописанию приставок или суффиксов. Элемент неожиданности предполагает игру, поэтому можно придумать разные способы того, как выбрать отвечающего. Например, вытягивать палочку с именем ученика из большого мешка с палочками или сыграть в игру «можешь сесть», когда сесть может тот, кто ответил на вопрос.

Что должно быть в эффективном фронтальном опросе:

  1. Вы обращаетесь к ученикам уважительно и называете их по имени, а не по фамилии. Пример: «Василий, какие есть главные члены предложения?» Антипример: «Иванов, а ну-ка назови нам главные члены предложения!»
  2. Ваши вопросы однозначные и конкретные.
  3. Вопросы понятны всем ученикам.
  4. Ученики отвечают полными предложениями. Пример:

— Василий, какие есть главные члены предложения?

— Главными членами предложения являются подлежащее и сказуемое.

Антипример:

— Василий, какие есть главные члены предложения?

— Подлежащее и сказуемое.

5. Время ожидания. Исследования показали, что если дать ученикам хотя бы дополнительные 10 секунд на обдумывание ответа (вместо того, чтобы опрашивать детей сразу или спустя 1-2 секунды), то это обеспечит ряд важных преимуществ. Во-первых, ответы станут более длинными и правильными. Во-вторых, уменьшится количество отказов отвечать, увеличится количество желающих ответить добровольно. И, в-третьих, возрастет доказательность ответов.

6. «Все пишут». Учитель просит перед ответом сформулировать мысли в письменном виде. Это позволяет детям отточить ответ, повышает качество их идей и навыки письма. Каждый ученик, который записал свой ответ на бумаге, поучаствовал в обсуждении, независимо от того, ответил ли он устно.

7. Учитель дает позитивную обратную связь на любой ответ. Подробно о том, как давать обратную связь, мы рассказывали в соответствующем материале.

8. «Отказ не принимается». Дуг Лемов в книге «Мастерство учителя» настаивает на том, что любой ученик обязан выступить по просьбе учителя. При этом учитель должен быть безопасным ответственным взрослым и гарантировать ребенку комфортную атмосферу в классе. Когда учитель слышит неверный ответ, он все равно благодарит ученика. Если ученик говорит «Я не знаю», то учитель возвращает ученика к правилу «отказ не принимается»: каждый должен высказать свою мысль, а ошибки — это зоны роста. Далее у учителя есть несколько стратегий:

  • отметить успешные стороны ответа и передать вопрос другому ученику;
  • попросить у другого ученика ответить правильно, а ответившего неверно повторить правильный ответ;
  • помочь ученику наводящими вопросами.

9. Учитель дает возможность ответить максимальному количеству учеников.

10. Учитель стремится к тому, чтобы все ученики имели равный доступ к ответу на фронтальном опросе. Для этого можно вести список ответивших или ставить точку рядом с именем ученика в заранее подготовленном списке класса.

Грамотно организованный фронтальный опрос — это система, благодаря которой на каждый ваш вопрос будет отвечать не один ученик, а весь класс (только не вслух, а про себя). Роль учителя в этом процессе — выбрать ученика, который произнесет правильный ответ.

Список литературы:

Дуг Лемов «Мастерство учителя»