Мадина Магамедова, выпускница БФ «Новый учитель»: «Рилсы, стендап и сериалы для конструирования уроков и экономии времени»
Я преподаю словесность в мультикультурной среде: это билингвы, дети из семей с разными религиозными убеждениями либо путешественники, которые повидали много городов и стран: они либо остаются, либо едут дальше. В таких случаях показать важность языка в виду разного опыта сложнее, но интереснее. К тому же почти у всех учащихся есть общее инфополе — мемы, сериалы и другие культурные единицы.
Вот несколько примеров, которые не только облегчают обучение, но и иллюстрируют языковые явления в жизни.

Интерактивные диктанты
Как-то я наткнулась на отрывок комедианта Максима Евдокимова о сути гласных и согласных в русском языке. И решила сделать интерактивный диктант.
Дети были удивлены, но послушали, посмеялись, кто-то отметил, что вовсе не смешно, тогда обсудили в целом понятие юмора. Для прослушивания потребовалось одного раза, во второй учащиеся уже записывали текст: видео воспроизводила с остановками, поэтому у кого-то была возможность подумать, как оформить те или иные предложения. Часть записывала на слух, другая ориентировалась на субтитры. Кстати, они думали, что так легче, но быстро выяснили, что там нет знаков препинания да и вообще текст может быть с ошибками. Вместе с тем комплексно применили изученные правила:
- оформление прямой речи,
- оформление имен собственных («Камеди клаб» или «Comedy Club»),
- обособление вводных конструкций, междометий, и прочих слов, грамматически не связанных с предложениями (вот, кстати и пр). И здесь ученики сами поняли, что письменная фиксация может варьироваться: «вэлэсэпэдэ» или «влспд», а «еоие» готово превратиться «ыыыыеее».
Диктант позволяет выполнить анализ отрывка и запустить обсуждение (письменное или устное). Начинаем с содержания: о чем вещает артист? Переходим к формулировке проблемы/проблемных вопросов: почему гласные отвечают за одно, а согласные — за другое? Неожиданный инсайт произошел у нескольких учеников: оказывается, понимание звуков действительно зачем-то да нужно!
Учащиеся отметили другие достоинства рилса:
- Необычный формат снимает напряжение, вносит разнообразие в рутину
- Наличие субтитров облегчает восприятие не только текста, но и его смысла
- Живая речь сложнее, но вместе с тем понимаешь, зачем нужны правила про запятые.
Изучение теории и постановка вопросов
В учебном модуле важно было дать теорию о жанре детектива быстро и увлекательно. На выручку пришел отрывок из сериала «Ты». Вводный урок начинался с просмотра/прослушивания. Задания к видео можно конструировать и выдавать по пирамиде Блума:
- Запоминание/воспроизведение: какого мнения о детективах придерживается каждый герой? Выделите и выпишите основные черты детектива.
- Понимание: сформулируйте проблемы жанра, обсуждаемые в отрывке.
- Использование: проиллюстрируйте на примере современной культуры то, как проявляется жанр детектива/отношение потребителей к жанру (сериалы, книги, комиксы и пр.). Какого мнения о жанре детектива придерживаетесь вы и обоснуйте его, приведя не менее 2-х аргументов (для этого можете взять информацию из отрывка)
- Синтез: вернитесь к списку жанровых черт и представьте, что у вас есть возможность изменить его. Напишите, что стоит убрать с точки зрения современного читателя/зрителя, а что — добавить. Каждый пункт обоснуйте и проиллюстрируйте примерами.
Благодаря этому отрывку я сэкономила час подготовки урока, так как можно было не разрабатывать рабочие листы. Оказалось достаточным выдать задания по ходу занятия и организовать механику (работы в парах, дискуссия, взаимопроверка и пр.).
Как бонус — структуру интриги можно показать с помощью старых добрых мемов:
Популярные и культовые сериалы хороши тем, что в них можно найти не только отрывки про школьную программу, но и рассуждения, которые помогают взглянуть на привычные или приевшиеся вещи иначе.
Словарная работа и редактура
Иногда важно показывать, как правила языка проявляются в массовой культуре — так ученики могут увидеть, что стандартная работа с грамматикой выходит за пределы урока. Один из примеров — в юмористических шоу. Перед показом я озвучиваю мотивационный вопрос: «Что общего между русской орфоэпией и Казахстаном?». Помимо необходимости актуализировать понятие «орфоэпии» семиклассники выдвигают разные версии, но большая часть касается языковых теорий.
Приступаем к просмотру отрывка из алматинского юмористического шоу. Но слушание должно быть активным, поэтому перед запуском выдаю задание : «Запишите, кто из персонажей допускает ошибки в произношении». Обычно смотрим отрывки с остановками и обсуждениями, если же класс достаточно сильный, то можно немного снизить скорость воспроизведения, чтобы учащиеся записывали варианты ответов по ходу просмотра. Отдельно изучаем вставку от авторов шоу:
И здесь уже не просто изучение ударений, а более комплексная работа:
- В какой части стоят правильные ударения?
Класс пытается понять, как определить верное произношение по «странной запятой вверху». Отдельным шоком стала информация, что «странная запятая» — апострОф, не апОстроф.
- Почему люди часто ошибаются в ударениях?
Зачем их нужно правильно расставлять?
Является ли не туда поставленное ударение — ошибкой?
Ученики заявили, что в беларусском языке ударение в слове «апостроф» падает именно на второй слог, поэтому «нет никакой ошибки, есть просто другой язык».
- Обратите внимание на предложение сверху, найдите ошибки и запишите в отредактированном виде.
Класс может заметить отсутствие запятых, даже расставит их и обоснует. Однако не все могут распознать смысловую ошибку. Через наводящие вопросы выяснили: «самоутвердиться на этом». Выдвинули версии: можно говориться «самоутвердиться в чем-то/за счет кого-то», но, судя по контексту, подходит второй вариант.
- А причем тут Казахстан?
Выдвигаем версии, параллельно фиксируя их в тетради. После этого учащиеся начинают искать информацию в интернете. Если фактчекинг удался — отмечают галочками версии, совпавшие с действительностью. Для более вовлеченного формата можно объединить ребят в пары и делегировать письменную работу и поиск в Сети.
Результат: русский язык в Казахстане не является государственным более 30 лет, но на нем массово преподают в школах и университетах. Если остается время, переходим к дискуссии:
- Насколько важно изучать язык, если он не является государственным?
Вопрос особо актуален для экспатов. Наверное, здесь стоит взять курс на способность высказывать и аргументировать, а не на условно правильный ответ.
Творческие работы и сочинения-описания
Короткие видео, они же «рилсы», хороши своей краткостью и наглядностью, а еще тем, что служат базой для объемных сочинений. Особенно, когда нужно описать визуал словами.
При просмотре видео о трогательном различии поколений учащиеся выполняют описания следующих моментов:
- кто находится в комнате?
- как они выглядят?
- для чего в этом отрывке дверь?
- сколько жестов показали герои?
- как герои изобразили все эти жесты?
- опишите значение каждого из них
Задание максимально сложное для тех, кто не привык описывать детали. Особенно в контексте поколений. Однако результат покажет уровень определенных навыков:
— детализация
— деление на абзацы
— постановка проблемного вопроса
— аргументация
Такая диагностика поможет понять, какому ученику требуется больше практики и дополнительных инструментов для прокачивания навыка описания и обоснования.
Как выстраивать работу:
а) Просмотр видео с остановками, фронтальное обсуждение. Минус: такой формат может перерасти в многоголосие, не все учащиеся могут включиться в процесс.
б) Индивидуальный просмотр: я прошу детей заранее захватить наушники либо поделиться с соседом одним и посмотреть в парах. Далее объединяю в пары, они обсуждают вопросы выше и фиксируют ответы на черновиках. Если в запасе есть время — устраиваю взаимопроверку: пара с парой либо объединяю тех, кто закончил раньше остальных.
Аналогичный формат можно использовать для рилсов с интересными и неочевидными фактами. Например, рассказ о том, как космонавты моют голову в космосе.
Итог
В рамках любого предмета есть цель — прокачать у учащихся универсальный навык в виде читательской грамотности. Это не об умении складывать знаки в слова и предложения, а об умении работать с информацией: извлекать из контента смысл, оценивать его, сопоставлять, соотносить с собственным опытом и прочими знаниями. Другим словом — анализировать и синтезировать. Видео и картинки — уникальный инструмент, так как они содержат речь/текст (вспомните наличие субтитров в коротких видео), визуал и аудио. А это несколько источников информации для насыщенного и удобного восприятия практически у любого ученика, ведь кому-то легче воспринимать информацию на слух, кому-то — через текст, картинку и пр.
Кроме того, благодаря аудио и визуалу можно не тратить кучу времени для подготовки уроков, так как отрывок в пару минут может стать базой аж для трех этапов урока: мотивации, актуализации и целеполагания.
Больше об учительских лайфхаках — в тг-канале Мадины.