Не мигранты, а инофоны: как живет школа, в которой половина учеников — дети из стран СНГ
Белоусово — городок в Калужской области, расположенный в 10 минутах езды от второго по значимости города в регионе, Обнинска, и фактически составляющий с ним единое целое. Город протянулся вдоль Варшавского шоссе, ведущего в Московскую область и Москву; с железнодорожной станции и автовокзала каждые полчаса-час в столицу отправляются электрички и автобусы. Здесь находится школа, где больше половины учеников — дети трудовых мигрантов, или дети-инофоны. То есть дети, для которых русский язык является иностранным.
В октябре 2017 года Ирина Белоусова вместе с коллегами запустили для учеников-инофонов в Белоусово школу выходного дня: сначала общий сбор и вступительная игра для всех, потом занятия по предметам, затем проектная деятельность и настольные игры. Дети посещали дополнительные занятия по субботам. В выходной в школу приходили ученики 5-8 классов, всего в школе Белоусово занималось около 40 человек. Для ребят проводили проектные курсы по театру, фотографии и дополнительные занятия по предметам. Раз в месяц все дружно отправлялись на экскурсии.
Школа выходного дня действовала год, и за это время ее организаторам стало понятно, что усилия имели бы больше эффекта, если бы был курс по русскому языку как иностранному (РКИ). Поэтому на следующий год педагоги изменили формат занятий: разработали тот самый курс по РКИ, обзвонили родителей, распределили детей по уровню знания языка — и начали заниматься в группах по два раза в неделю. В итоге родилась программа «Одинаково разные».
«Позже локальный школьный проект стал программой поддержки школ для целого региона, — говорит Ирина Белоусова. — За время работы «Одинаково разных» в сопровождении программы находилась 61 школа: мы начали обучать учителей совместно с Институтами развития образования, помогали закупить учебники, проводить диагностики по владению русским языком».
И составление программы, и даже просто распределение детей — задачи непростые. Международный центр языкового тестирования Санкт-Петербургского государственного университета помог разработать диагностические материалы для замеров уровня знания языка детей-инофонов. Такие диагностики проводились трижды в год: в начале, середине и конце года. Благодаря замерам можно было увидеть, как за год растет уровень владения языком.
Партнером по разработке образовательных программ по РКИ был Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина, он же помог с их проведением на первых этапах. Также экспертами при разработке образовательной программы стал Межвузовский центр билингвального и поликультурного образования РГПУ имени А.И. Герцена.
«Но нужно было двигаться дальше — помогать другим учителям, — рассказывает Ирина Белоусова. — Ведь без должной подготовки учителей невозможно по-настоящему адаптировать детей-инофонов. В школах, где такой адаптации нет, плохо всем субъектам образовательной деятельности: и детям, и родителям, и учителям. У учителей нет нужных инструментов, методик, учебников, а дети их совсем не понимают. Здесь даже самый сдержанный учитель может начать проявлять ксенофобное поведение, при этом чувствуя беспомощность из-за отсутствия профессиональной поддержки».
О том, как устроена жизнь школы в Белоусово сегодня, читайте в репортаже EdDesign Mag.