От Москвы до Владивостока: как выпускницы программы «Учитель для каждого» путешествие совершили

Выпускницы 8 набора программы «Учитель для каждого» Ирина Карташова и Елизавета Землякова давно мечтали отправиться в путешествие по Транссибу, но откладывали его по разным причинам: не было времени, компании, четкого маршрута. Одной холодной ямальской зимой пазл сложился, девушки купили заветные билеты на летние поезда и теперь делятся своими тёплыми путевыми заметками.

ПЛАНИРОВАНИЕ ПОЕЗДКИ — ЭТО ПОЧТИ КАК ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ

Ирина и Елизавета подошли к организации поездки также тщательно и методично, как и к подготовке уроков в школе. Каждая деталь была продумана, каждая остановка — заранее спланирована, для спонтанности и неожиданных встреч девушки тоже оставили пространство.

Елизавета: Ещё в 2016 году меня вдохновила мысль проехать по Транссибу, когда моя подруга совершила это путешествие. Но тогда у меня не было возможности: не хватало подходящей компании и времени. Идея периодически всплывала, но я так и не могла её реализовать. В феврале этого года мы встретились с Ирой на завтраке, и как-то спонтанно зашел разговор о Транссибе. Ира сказала, что давно хочет отправиться в такое путешествие, но не может решиться сделать это в одиночку. Я тут же предложила: «А давай поедем вместе!» Мы загорелись этой затеей.

Ирина: В первую очередь мы нарисовали маршрут нашей поездки, расписали даты и начали покупать билеты частями, бронировать жилье, договариваться о встречах. Самое приятное в этом процессе — это рекомендации и поддержка друзей и коллег. В чате выпускников программы «Учитель для каждого» нам писали: «Обязательно сходите туда, посмотрите вот это, давайте встретимся!» Были предложения остановиться у людей, которых мы даже не знали лично, но были уверены, что это наши люди. Педагогическая поддержка создавала ощущение тепла и доверия на всём пути. А еще важным было чувство единства и уверенности в том, что мы делаем что-то важное. Трудностей в планировании почти не было: мы были готовы много ходить, носить большой рюкзак всю дорогу и предвкушали теплые встречи в течение всего пути.

МАРШРУТ СЛЕДОВАНИЯ:

Пермь – Екатеринбург – Тюмень + Тобольск – Омск – Новосибирск – Красноярск – Иркутск + Байкал – Улан-Удэ – Чита – Биробиджан – Хабаровск – Владивосток

О ЧЕМ УЧИТЕЛЯ ГОВОРЯТ НА ЛЕТНИХ КАНИКУЛАХ

Почти каждая остановка на пути становилась возможностью встретиться с коллегами — участниками и выпускниками программы «Учитель для каждого», обсудить образовательные проекты и новости.

Ирина: В Перми мы провели несколько дней с Надей Сорокиной и Максимом Зигандаровым. Мы вместе работали по программе на Ямале. Это была возможность не просто встретиться, но и ещё раз обсудить наш опыт работы в школах Ямала. За четыре дня мы узнали о родном городе Нади и Максима, рефлексировали наш учительский путь. А еще с ребятами и Ариной Плюсниной из команды фонда «Новый учитель» мы познакомились с коми-пермяцкой кухней и ели посикунчики (маленькие пирожки, похожие на вареники).

Невероятно интересно в этом путешествии было увидеть города глазами местных жителей. Это дает совершенно иное восприятие, чем просто туристический взгляд. Мы с Лизой даже начали собирать ассоциации с каждым городом: как его видят местные и как чувствуем его мы. Родных коллег с Ямала мы встречали потом ещё в Екатеринбурге, Омске и Новосибирске. В Новосибирской области, где после 2 лет участия в программе остались работать выпускники, мы посетили знаменитый зоопарк и увидели северного мишку. А Иркутск нам показала моя сибирская soulmate еще с первого Летнего института — Лена Зуляншина.

Елизавета: Наше посещение Байкала стало одним из самых ярких моментов всего путешествия. Мы остановились у Ани Юрминой, нашей коллеги и тоже выпускницы «Учитель для каждого» (ex-«Учитель для России»). Сейчас Аня работает в школе с видом на озеро. На Байкале я бывала и раньше, но в этот раз он открылся с новой стороны, так как мы были не одни, а с местной жительницей, и это помогло увидеть место через другого человека. Байкал — место силы. Аня показала нам Кругобайкальскую железную дорогу, рассказала о своей жизни и работе в этом удивительном месте. Мы гуляли по посёлку, в котором Аня живет, ели местную рыбу и несколько раз купались в Байкале в разных местах. Мне кажется, что путешествие по Транссибу было бы неполным без Байкала — это не просто красивый пейзаж, а целый мир.

Ирина: Особенно интересно было обсуждать с ребятами педагогическую специфику регионов. Когда мы добрались до Владивостока и встретились с Дашей Никитиной, она рассказала о местных школах и образовательных проектах. Это всегда захватывающе — узнать, что происходит в образовании, как меняется подход, с какими нетривиальными задачами сталкиваются наши коллеги и выпускники «Учитель для каждого». 

НЕ ПРОСТО ПУТЕШЕСТВИЕ

Ирина: Это путешествие переплеталось не только с историей педагогической, но и с историей моей семьи. На Сахалине, куда мы полетели после Владивостока, провели детство и юность мои бабушка и дедушка. В Перми они поженились. В Улан-Удэ родился папа. В Красноярском крае вторая бабушка проходила медицинскую практику, где встретила дедушку. В Хабаровске живут мои родственники, которых я не видела 10 лет. Гуляя по улицам и берегу Охотского моря, я поняла, что Транссиб для меня стал ещё и машиной времени.

Елизавета: Для меня это путешествие было не столько про страну, города и достопримечательности, а про людей. Через общение с коллегами и новыми знакомыми мы могли глубже понять культуру и атмосферу каждого города. Мы видели, как по-разному люди живут в этих регионах, но при этом у многих из нас общие ценности.

Ирина: Путешествие помогло прочувствовать на себе, насколько велика и красива наша страна и как важно передавать это знание нашим ученикам. Мы присылали фотографии детям, рассказывали им о каждом городе, о его исторических и культурных особенностях, и это включало их в наше путешествие. Они отвечали северными фотографиями и историями о своих каникулах. Личный пример — отличный способ показать детям, что мир вокруг гораздо больше, чем кажется. И я очень благодарна Лизе, близким,  коллегам и детям за то, что наполнили это путешествие важными смыслами. И за поддержку, длиною в 9288 км.