«Помню, как ехала в автобусе в слезах и обещала себе уволиться…»

«…Это был ноябрь, мой третий месяц работы в школе». Настя Крещеновская начала работать в школе сразу после вуза и чуть не ушла спустя пару месяцев. Говорит, было настолько трудно, что хотелось бросить. Мы знаем, как непросто бывает молодым педагогам в начале пути. Именно поэтому во Владивостоке мы придумали программу «На стороне учителя». О том, как проект помог Насте остаться в школе и почему учителю не обязательно любить детей, Настя расскажет сама.

Моя сестра — учитель, почти 10 лет она работает в школе. Про себя же я всегда говорила: «Делать мне больше нечего, в школе работать». Но уже на последнем курсе университета меня пригласила в школу подруга, и я подумала: почему бы не попробовать, тем более, что я буду не одна. Так я стала учителем-филологом. 

1 сентября я стояла перед детьми и думала: «Что же мне с вами делать?». У меня были смешанные чувства, я боялась. В вузе я окончила специальность по классической филологии и прекрасно разбиралась в предмете, но в остальном ориентировалась разве что на педпрактику в университете и личный школьный опыт. Этого было явно недостаточно, сложить свою работу в систему не получалось. Я часами готовила уроки, спала по 5 часов, перестала общаться с друзьями. Я очень старалась. Но у учителя есть ещё множество задач помимо занятий: правильно заполнять «Сетевой город», быть классным руководителем — никто сразу не объяснил, что и как нужно делать, приходилось разбираться самостоятельно. В результате я словила лютое выгорание. Я чувствовала себя молодой-зелёной и абсолютно беспомощной. Помню, как ехала в автобусе в слезах и обещала себе уволиться. Это был ноябрь, мой третий месяц работы в школе.

С командой «На стороне учителя» я познакомилась на их первом выездном интенсиве для педагогов. Обучение было организовано совсем не так, как те, на которых я бывала раньше: чёткая презентация, движ, всё по делу, полезно и весело. В университете я занималась общественными проектами, и здесь мой университетский опыт организатора состыковался с тем, что сделали ребята для нас, учителей. Это была заботливая и поддерживающая среда. Я сразу поняла, что хочу быть её частью. 

Сейчас «На стороне учителя» — это то, что помогает мне справляться с моей педагогической жизнью. Мне нравится, что я могу поболтать о школе с такими же коллегами — и меня поймут и поддержат. Если первый год в школе я металась и пыталась понять, как выстроить систему, то сейчас активно применяю знания, которые получаю на семинарах. И даже если что-то не применяю сразу, то знаю — так тоже можно. Я чувствую, что постоянно развиваюсь, не нахожусь в стагнации дом-работа-дом. К тому же «На стороне учителя» — нетворкинг, который даёт новые знакомства. Весной я помогала делать «Мысли вслух» и познакомилась с новыми детьми не из своей школы, а летом на «Контуре Культуры» — с художниками, которые приезжали в гости на площадки. Честно, не знаю, куда бы привела меня моя педагогическая жизнь, если бы не «На стороне учителя». 

Для учителей в проекте есть треки по урочной и внеурочной деятельности. Я выбрала направление «Как вести урок», но и на интенсивы по внеурочке заглядываю тоже. Стараюсь брать максимум от программы. Знаю, что это нужно не всем молодым учителям, но для заинтересованных педагогов эта программа стала настоящим спасением.

Родители говорили мне: «Твоя сестра рождена быть учителем, а ты что забыла в школе?» И меня угнетало, что я пришла в школу не по призванию. Я никогда не испытывала большой любви к детям, но хорошему учителю не нужно их любить. Нужно, в первую очередь, видеть в них людей. Таких же, как ты сам, с чувствами, внутренними дилеммами, проблемами. Сумев это разглядеть, ты становишься гораздо более чутким и безопасным взрослым, чем тот, который просто абстрактно расположен к детям. Хотя, честно признаться, чувство любви просыпается с каждым днем, когда твой класс благодарит тебя, дарит подарочки, прислушивается и уважает.

У каждого взрослого есть история про учителя — того, кто поддержал когда-то или, наоборот, оставил болезненный след. Так что учитель — это тот человек, который точно остается в памяти. Меня вдохновляет быть частью чьей-то жизни, делиться знаниями, помогать формироваться будущим взрослым. В рамках вселенной я лишь маленький человек, который работает в школе №43 города Владивостока, но который закладывает в детях нечто большое и хорошее. 

Программа «На стороне учителя» реализуется во Владивостоке при поддержке Транспортной группы FESCO. Её цель — поддержать молодых учителей и педагогов сопровождения с педстажем до 5-ти лет, а также студентов педагогических и психологических направлений, планирующих работать в школе. Узнать о программе больше можно здесь.