«Помочь как можно большему числу школьников понять математику»
Михаил Первухин — кандидат физико-математических наук, директор Дальневосточного центра математики, который является партнером проекта математических кружков «Квадрат» в Приморском крае. Мы публикуем интервью с Михаилом, потому что в нём он высказывает важные для проекта мысли: о доступности математики для всех и о том, как нужна кружковая математика школьникам. Подробнее о проекте «Квадрат» — на странице проекта.
«С самого раннего школьного возраста я любил решать задачи. Уже в пятом классе понял, что хочу связать свою жизнь с математикой, и сказал маме, что пойду учиться на математический факультет в ДВГУ. В школе мы не решали сложных задач, а кружков по математике в нашем поселке не было. Я знакомился с интересными задачами через книги и олимпиады. Летние математические смены во Владивостоке, в Дальневосточном государственном университете, сыграли важную роль в моем развитии. Особенно значимо было знакомство с Геннадием Константиновичем Паком, который сделал много для развития математики в нашем крае и, конечно, моим научным руководителем – доктором физико-математических наук Степановой Аленой Андреевной, которая развивает научную школу по алгебре и математической логике в Приморском крае.
Что особенно привлекло меня в математике? Наверное, удовольствие от поиска решения задачи. Кроме того, в математике мне нравится четкость, логичность и лаконичность формулировок. Тут нет воды, как во многих гуманитарных текстах.
Можно ли математике обучить любого — довольно сложный вопрос — многое зависит от врожденных склонностей и уровня к какому нужно подготовить. Не все могут полностью овладеть навыками логического мышления, хотя хотелось бы, чтобы как можно больше людей получили возможность видеть красоту математики.
Современные дети сталкиваются с проблемой постоянного увлечения гаджетами, которые предлагают легкий и быстрый способ получения удовольствия. В наше время технологий было меньше, и мы больше играли на улице, уделяли время учебе, читали книжки. Конкурировать с виртуальным миром, который кажется более привлекательным, становится все сложнее.
Детей, которых удается заинтересовать математикой, объединяет врожденная любознательность. Они стремятся докапываться до сути, решать задачи, а когда им это удается, испытывают настоящее удовольствие — будто делают небольшое открытие для себя, преодолевая трудности. С такими детьми очень интересно работать.
Я работаю и со школьниками, и со студентами, и считаю, что возраст — не столь важный фактор, как конкретные цели обучения. К нам часто приходят люди за 25-35 лет с запросом: «Я программист, мне не хватает математики». Работать с людьми такого возраста сложно, если они сами не понимают, чего хотят. Я пробовал запускать курсы по математике для взрослых, но пока не нашел достаточную аудиторию в нашем городе.
Что касается разницы между школьным и университетским обучением, то суть одна: учим рассуждать и доказывать. В школе этому уделяется меньше времени, а в университете — больше. Подходы, конечно, различаются, и, на мой взгляд, отсутствие внешней оценки (как экзамены ОГЭ и ЕГЭ в школах) в вузах — существенный минус, поскольку это снижает мотивацию преподавателей и студентов.
В школе порой сложно заставить детей делать домашнюю работу, особенно по математике, где практика очень важна. Многие дети просто списывают решения из ГДЗ или используют разные программы для решения задач. Родители часто не понимают, что их детям необходимо дополнительное образование, пока дети не сталкиваются с проблемами на экзаменах — когда уже поздно. К нам часто приходят дети, которые в 9 классе не знают таблицу умножения. Много проблем у ребят с дробями, а это 5 класс и дальше эта проблема только усугубляется, потому что вместо обычных дробей появляются дробные выражения и если ребенок не научился работать с простыми дробями, то с такими выражениями он не справится и подавно.
Проблема развития математического образования в Приморье комплексная: где-то доступность, где-то информированность, где-то кажется “в школе четверка — и всё хорошо”. В городе мало математических классов, где родители видели бы реальный уровень знаний. Еще одна проблема, что все (ДВФУ, Сириус.Приморье, управление образования и др) работают разрозненно, нет единой стратегии развития математического образования в крае.
4-6 класс — это самые активные дети. Чтобы увлечь их, нужно использовать игровые подходы. На своих занятиях я часто даю детям разные логические задачи: задачи на спичках, судоку, морской бой и пр. Уверен, важно создавать математический «движ», чтобы дети общались, соревновались, знакомить детей с учеными математиками, показывать математику в жизни — например, работу с дробями на кусочках пиццы. Такие методы, помогают им почувствовать интерес и радость от математики. К сожалению, у нас пока недостаточно развиты такие формы работы, хотя я считаю, что они крайне важны для формирования устойчивого интереса.
Выделить любимую математическую задачу не могу. Если говорить о задаче, которой я сейчас занимаюсь и которая мне очень интересна, то она не математическая, но связана с математикой — помочь как можно большему числу людей понять математику. Для этого мы с коллегами в 2019 году и организовали Дальневосточный центр математики.
Ведущим кружков «Квадрат» хочу пожелать делать занятия максимально увлекательными и разнообразными, использовать разные виды задач и игр, чтобы дети видели в математике не только сложную науку, но и источник удовольствия и творчества».