Работа под руководством учителя: 6 полезных инструментов

В наших материалах мы подробно описываем этапы урока и делимся советами о том, как сделать их более эффективными и интересными для учеников. Сегодня делимся подборкой инструментов для этапа «работа под руководством учителя».

Инструменты для отработки навыка

Как называется: «словолов»
Что развивает: сотрудничество, креативное мышление.
Как проводить:
1. Раздайте/покажите ученикам список недавно изученных ими понятий.
2. Объедините детей в группы.
3. Покажите каждой группе разные изображения по теме занятия и попросите сделать описание в трёх предложениях, используя максимальное количество новых слов.
4. Попросите участников представить свои работы друг другу.

Как называется: «две правды и одна ложь».
Что развивает: критическое мышление.
Как проводить:
1. Участники пишут на бумаге два правдивых и один ложный факт или суждение о явлении/объекте/человеке (по теме урока).
2. Дети меняются бумажками и отгадывают ложное суждение.
3. Участники проверяют догадки.
4. Рефлексия и разбор сложных фактов под руководством учителя.

Инструменты для трансформации знания

Как называется: «история в картинках»
Что развивает: навык творческого письма, построение связного рассказа.
Как проводить:
1. Ученику нужно придумать историю, опираясь на предложенные картинки.
2. Учитель направляет, задает вопросы, слушает рассуждения.
Пример:

Как называется: «чужими глазами»
Что развивает: коммуникативные навыки, критическое мышление.
Как проводить:
1. Ученики объединяются в команды.
2. Учитель предлагает неоднозначную ситуацию/проблему.
3. Учитель предлагает каждой команде занять позицию одного из героев (участника ситуации) и просит описать её с его точки зрения, аргументировав мнение.
4. Команды презентуют результаты.

Инструменты для работы в командах и группах

Как называется: «совместное граффити». 
Техника мозгового штурма. Эта стратегия требует от учащихся подумать над темой и записать как можно больше идей на общем листе бумаги, используя ручки разных цветов.
Что развивает: навыки организации информации, навыки сотрудничества.
Как проводить:
1. На ватмане или интерактивной доске запишите название для стены с граффити.
2. Попросите учеников выйти к доске и написать комментарии и/или нарисовать рисунки, отражающие их мысли по этой теме. Что они знают и помнят? Что они пережили? Дети также должны ответить на комментарии других людей на стене. Они могут использовать стрелки, чтобы связать свои идеи с идеями других.
3. Попросите нескольких учеников описать то, что они видят и какие выводы они могут сделать на основе стены с граффити.

Инструменты для отработки сложных навыков

Как называется: кубик с историей.
Что развивает: креативное мышление.
Как проводить:
1. Учитель даёт детям игральный кубик. Участники бросают кубик трижды. Три выпавших вектора — герой, ситуация и место — дают старт для написания истории. Историю можно рассказать устно, записать на бумаге или с помощью видео.
2. Учитель может взять на себя роль того, кто бросает кубик или того, кто записывает историю. Важно не оценивать то, что придумывают дети.

Надеемся, что эти инструменты будут вам полезны в новом календарном году. Желаем удачи!

Источники и авторы инструментов:

  1. Золотой фонд инструментов урока «Нового учителя»;
  2. Школа креативного мышления «ИКРА»;
  3. Анастасия Серазетдинова, bebung.ru.