Учительница запустила лабораторию биокосметики в школе

Ирина Карташова переехала из Москвы в Салехард, где запустила школьную лабораторию биокосметики и вместе со школьниками делает кремы, бомбочки для ванны и бальзамы для губ. Ирина рассказала нашим друзьям из «Мела», как превратить химию из скучного предмета в занятие, ради которого дети будут оставаться в школе по вечерам.

«Если болит голова — значит, вечером будет северное сияние»

До того как я стала учителем химии, я семь лет занималась наукой — работала в фармацевтической компании, разрабатывала и продвигала лекарственные препараты. У меня два высших образования: сначала я изучала генную терапию и то, как доставлять лекарственные препараты в клетки, а потом, когда поняла, что в работе мне хочется больше человеческого, я получила второе высшее образование по специальности «детская психология».

В тот период я узнала о программе «Учитель для каждого», посмотрела ролик о нем и сразу захотела принять участие. Главная идея проекта заключается в том, что каждый ребенок — автор своей жизни. Этот проект дарит детям из разных уголков страны множество вариантов для выбора профессии и жизненного пути. Я подала заявку, прошла несколько собеседований и решила отправиться в Салехард — город, который раньше был для меня загадкой, «северным вызовом».

Я переехала в августе 2022 года. Сначала, конечно, был период адаптации с головными болями и гормональными сбоями. Первые два месяца я знала, что если болит голова — значит, вечером будет северное сияние. Север действительно влияет на здоровье, но и дает он очень много. Я поняла, что Салехард — точно мой город. Он мне кажется очень чистым, ведь здесь снег выпадает в конце октября и лежит до начала июня. Мне это нравится, я люблю зиму. В январе здесь температура падает ниже 30 градусов, снег летит в лицо, ресницы слипаются, щеки мерзнут, такси дорожает, потому что машины не всегда заводятся, но это не доставляет ощутимых неудобств. Город готов к морозам: здесь есть автобусные остановки с системой отопления, а пешеходные переходы проецируются на снег.

Еще тут очень красиво, течет широкая Обь. Однажды после двух смен в школе мы с другими учителями ходили на смотровую площадку, любовались горами, рекой, и меня это вдохновило. Я очень люблю путешествия и природу, и в столице, где я прожила всю жизнь, мне этого не хватало.

Сообщество учителей — как маленькая семья в этом холодном городе

В первый год на Севере я работала психологом в небольшой уютной деревянной школе. В ней было 700 учеников. Потом мы переехали в новое огромное здание с передовыми технологиями и множеством возможностей.

Хоть Ямал, где находится Салехард, и переводится с ненецкого как «край земли», мне он таким не кажется. Здесь развита инфраструктура, есть доставки, можно сесть на самолет и через 3 часа оказаться в Москве. И школы здесь очень современные: с 3D-принтерами, хорошей техникой и развитой внеурочной деятельностью, где дети учатся снимать и монтировать видеоролики, занимаются робототехникой. Это как раз то, о чем я говорила: даже если ты живешь в маленьком городе на Севере, у тебя есть возможности узнавать много нового и развиваться.

Отличает Ямал от столицы, возможно, то, что здесь более отзывчивые люди

Те, кто приезжает на Север, понимают, что их ждут не самые мягкие условия. Поэтому люди друг за друга держатся и готовы помогать другим, а наше сообщество учителей — это как маленькая семья в холодном городе.

Когда нас перевели в другую школу, я стала работать учителем химии — и поняла, что в современной школе есть много возможностей показать детям предмет на практике, когда они могут потрогать всё руками, увидеть чудеса опытов и создания чего-то нового. Мне самой этого очень не хватало, когда я училась в Москве.

Мы с учениками не стали ограничиваться практическими работами на уроках химии и в сентябре 2023 открыли лабораторию биокосметики прямо в школе. В Салехарде это уже вторая лаборатория — первая открылась в Центре выявления и поддержки одаренных детей. Но так как попасть туда могут не все, а познакомиться с химией поближе все-таки хочется, лаборатория появилась и в обычной школе.

Когда я услышала о лаборатории, сразу прошла обучение, чтобы к началу ее работы понимать, какие возможности есть сейчас у школьников и учителей. Когда мы рассказали о лаборатории ученикам, они удивились: «Мы теперь правда можем сделать тоник для лица или дезодорант? Мы в жизни не могли представить, что так можно!» И то, что дети так кайфуют, — самое приятное.

Косметика с северным характером

Наша лаборатория — маленькое помещение, в котором есть душа. Для детей очень важен уют, и мы стараемся его создать в небольшом классе, в котором есть холодильник, рабочая зона и шкафы с инструментами и ингредиентами. А северное сияние, которое почти всегда светит в лаборатории благодаря проектору (за окном его не всегда видно), добавляет нам настроения.

У нас обычные лабораторные халаты, перчатки и шапочки, но эти наряды мы назвали «новогодним костюмом технолога» из-за разноцветных шапочек. Из инвентаря у нас есть водяная баня, на которой мы плавим твердые масла; мешалки, похожие на ручной капучинатор; химическая посуда, шпатели, стеклянные палочки для перемешивания, стаканчики, цилиндры, весы.

Из ингредиентов для экспериментов и косметики у нас есть твердые масла (ши, какао, кокосовое), косметические масла (миндальное, касторовое, виноградное), разные эмульгаторы, натуральные консерванты, эфирные масла и гидролаты — всё хорошего качества. Их закупала школа, и, думаю, запаса нам хватит еще на пару лет работы.

Я люблю порядок, и за 4 месяца творчества в лаборатории мне удалось приучить к этому и детей

Они знают, где что лежит, у них есть все необходимые инструкции. Они сами берут шпатели, мерные стаканчики, палочки. Мне очень важно, чтобы они знали, где это взять и куда положить после использования. Самое технологичное и полезное оборудование в лаборатории — посудомоечная машина. Не нужно ничего мыть, положил в нее, и всё.

Занятия в лаборатории бесплатные и проводятся в рамках дополнительного образования. То есть темы наших занятий выходят за рамки школьной программы: всё, что я учила 6 лет в институте, я рассказываю детям простыми словами и иногда задаю им вопросы из школьной программы для закрепления материала. Дети занимаются в группах по 5 человек — всего у меня 18 групп. Занятие идет полтора часа и делится на теоретическую и практическую части.

Для теории мы изучаем химические, косметические и технологические темы, разбираем, из каких компонентов состоит косметика, зачем нужен каждый из компонентов, что вредного и полезного можно увидеть в составе. Это важно как для получения новых знаний по химии, так и для жизни.

Дети узнают про осознанное потребление и задумываются, чем и зачем они пользуются

Часто ребята просят меня поизучать именно северные компоненты для косметики. Тогда я даю им задание найти, что полезного, например, в экстракте голубики или черники — ведь на Севере растет много ягод. Например, мы разбирали, чем полезен в косметических средствах экстракт ягеля.

После теоретической части начинается практическая, где мы готовим продукт — добавляем изученные экстракты северных растений в нашу косметику. Мы уже сделали бальзам для губ, тоник для лица, крем для лица, бомбочку для ванны, двухфазное средство для снятия макияжа, скраб для тела. Недавно ребята смешивали крем — им очень понравилось. Я и сама очень люблю лабораторную по производству крема, потому что это довольно медитативное занятие.

У нас получается косметика с северным характером. Дети забирают продукты себе, потому что им нужно попробовать то, что они сделали: например, они всегда носят с собой бальзамы для губ собственного производства, и точно знают, почему бомбочки для ванной классно шипят в воде.

Ученики уходят с занятий не только со своей косметикой, но и со знаниями, которые могут применить в жизни, — это очень важно, потому что у них появляется понимание, зачем вообще учиться и зачем им вся эта информация. А еще мы с ребятами ведем свой телеграм-канал, где пишем про организационные моменты и косметику — например, недавно вышел пост о том, как ухаживать за губами в холода. Получается, что каждый урок у нас создается в соавторстве с детьми.

У родителей должны быть положительные эмоции, связанные со школой

Теперь, когда мы сами узнали что-то новое и сделали продукты для себя, мы хотим делиться ими с учителями и родителями. Перед Новым годом мы с детьми проводили мастер-классы для сотрудников школы по изготовлению скраба для тела с новогодними ароматами. За полторы недели мы провели 12 мастер-классов и осчастливили 22 педагогов.

Сначала дети волновались — они никогда не учили учителей и не бывали в этой роли. Я тоже переживала, но теперь мы дошли до такой самостоятельности, что дети могут сами провести мастер-класс практически без моего участия. Я очень ими горжусь.

Довольные учителя уходят со скрабами, а дети радуются, потому что редко видят их такими счастливыми

Конечно, и родители рады, что дети добровольно остаются в школе после уроков или специально приезжают в лабораторию перед занятиями.

После успеха с новогодними классами для учителей мы планируем еще несколько проектов. Хочется организовать что-то для пап на 23 февраля, и, если они захотят прийти и позаниматься, будет здорово. Мальчишки не очень часто ходят в лабораторию: сейчас у нас занимается только один мальчик, но ему занятия очень нравятся.

Возможно, остальные стесняются и думают, что над ними кто-то посмеется, ведь есть такой стереотип, что косметикой пользуются только девчонки. Но мы делаем продукты, у которых нет гендерных характеристик: например, бальзам для обветрившихся от холода губ или шампунь. Я часто говорю: «Химия для всех, мы же про нее на занятиях говорим. Ничего девчачьего тут нет».

На 8 Марта мы хотим пригласить на мастер-класс мам. У родителей тоже должны быть положительные эмоции, связанные со школой, — это важно. Взрослых, кстати, как и детей, проект восхищает, и они часто спрашивают, неужели в школе такое может быть. Дети рассказывают мне, что они постоянно приходят домой и удивляют родителей:

— А я сделал крем! — говорит ребенок.

— Да не может быть! — отвечают взрослые.

Маленький проект, в котором есть душа

Моя основная цель в этом проекте — чтобы дети учили химию с удовольствием. Она бывает разная: органическая, неорганическая, коллоидная, высокомолекулярных соединений. Очень важно понимать, что химия — это не только классы и соединения, а гораздо более широкая наука, часто применимая в жизни. И здорово, если дети поймут, насколько она многогранна или даже найдут для себя область, которой хотят заниматься.

В таких маленьких проектах много заложено для того, чтобы дети чувствовали себя увереннее. Наша лаборатория — это не просто косметика, химия и биология, но и место, где дети получают жизненно важные навыки, учатся выстраивать отношения, коммуникацию. Это проект, в котором есть душа.

Свое дело, довольные школьники, улыбающиеся педагоги и родители, которые приходят на мастер-классы учиться у детей, — это то, о чем я мечтала.

В дальнейшем я думаю насчет биомедицины — мы могли бы также изучать это направление в Салехарде. Как раз для этого я подала заявку на недельное обучение по биомедицине и планирую слетать в Сочи, чтобы поучиться, повторить пройденное и понять, как это преподнести детям. Биомедицина охватывает химию и биологию, и мне хочется, чтобы у детей было представление не только о том, кто такие врачи, но и что можно делать в мире медицины помимо лечения людей. Детям, которые хотят стать врачами, важно про это рассказывать: это и ранняя профориентация, и новые амбиции, и открытие такой области, как фармацевтика. Я в ней хорошо разбираюсь и смогу учить других.


Если вы тоже хотите вдохновлять детей любимым предметом, заполняйте анкету в программу «Учитель для каждого». Дети ждут!