Во Владивостоке прошел первый интенсив для участников программы «Одинаково разные»

28–31 октября «Одинаково разные» провели интенсив для учителей, которые начинают обучение по программе. Это были насыщенные дни для двух направлений: первое — лингвистическая поддержка детей-инофонов, второе — интеграция детей с миграционным опытом в инклюзивную среду поликультурной школы.

Методист программы Варвара Леонтьева делится важными моментами этой встречи.


Общий блок интенсива охватывал этико-вербальные принципы работы поликультурной школы, миграционный контекст в Приморском крае и РФ, а также методы интеграции учащихся с миграционным опытом. Этот блок помог педагогам заложить общие ценности и подходы, необходимые для успешной работы в поликультурной среде.

Затем обучение разделилось по направлениям: педагоги русского как иностранного изучали уровни владения языком, планирование и учебные материалы для разных уровней. Педагоги, специализирующиеся на интеграции детей с миграционным опытом, разбирали вопросы межкультурной компетенции, важность работы с родителями, педагогами и учениками. Обсуждались и способы создания инклюзивного воспитательного процесса, поддерживающего каждого ученика.

Интенсив — одна из ключевых частей нашей годовой программы. Именно на этих занятиях мы разбираем базовые вопросы: ценностные ориентиры, стратегии интеграции, постановку целей и особенности работы с детьми с миграционным опытом в поликультурной школе. Нам удалось наладить с педагогами понимание по этим темам, и их обратная связь показала, что обучение действительно изменило их взгляд на многие вещи.

Учителя увидели миграционную ситуацию в школах не только как вызов, но и как ресурс. Они осознали, что при наличии подходящих методик и инструментов работать с миграционным контекстом можно и нужно — и при этом достичь успеха, опираясь на проверенные подходы. Это стало важным выводом интенсива, и мы рады, что педагоги с энтузиазмом продолжают программу, готовы глубже изучать материалы и внедрять новые знания в свои школьные коллективы.

Миграционная тема, как отметили учителя, не всегда простая для обсуждения с коллегами-педагогами. Но если есть подходящие инструменты и уверенность в выбранной стратегии, которая подходит именно для нашей школы, мы можем влиять на школьный климат через работу с педагогическим коллективом, родителями и детьми. Используя тренинговые упражнения и разные форматы мероприятий, мы можем направить школьную среду к позитивным изменениям.
Особенно хочется отметить историю одной из участниц интенсива — учительницы начальных классов. В ее классе много детей-инофонов и детей с миграционным опытом. В нашем обучении она находила особый отклик, радовалась, когда понимала, что интуитивно делает те вещи, которые мы рекомендуем. Она старалась наладить взаимодействие между всеми ребятами в классе, помогала детям дополнительно изучать русский язык. Нас поразило, как много всего она уже делает для своих учеников во время и вне урока. На нашем обучении она получила материалы и инструменты, которые поддержат ее собственные педагогические начинания и помогут ей сделать еще работу со своим классом еще более эффективной.

Я специально прилетела во Владивосток на время проведения интенсива, потому что для меня было важно лично познакомиться с нашими новыми коллегами, с нашими участниками, и в личном взаимодействии передать им часть своего опыта и экспертизы, которые мы как программа накопили за многолетний опыт работы. Очень рада, что это получилось. Меня вдохновляет тот опыт, о котором рассказывают коллеги: про свои школы, про то, какие вызовы стоят перед их организациями и как они уже пытались работать с этим. И также очень радует, что администрации многих школ с радостью воспринимают эту возможность, эти ресурсы, которые дает наша программа. И они готовы применять наши методики, инструменты, разработки, стратегии в своих школах для того, чтобы сделать школьный климат, школьную среду более инклюзивными.