Женя Слесаренко о педагогическом пути и участии в программе «Выбираю учить»

Женя Слесаренко, студентка 3 курса КГУ (социальный педагог, педагог-психолог), работает психологом в школе №29 Костромы с программой «Выбираю учить». Она рассказала, как сделал этот выбор и почему работа в школе ее вдохновляет.

Говорят, эмпатия свойственна тем детям, на чьё детство выпали трудности. Я из таких детей. У меня рано умерла мама, и уже в 5 классе я решила стать психологом. Мне нравится, что психология может исправить отношение к жизни, даже когда в самой жизни ничего не исправить. Ещё в школе я любила наблюдать за людьми, слушала лекции преподавателей МГУ, которые находила в открытом доступе, пошла учиться в социально-педагогический класс, посещала курсы психологии для подростков, а потом поступила в Костромской университет. Многие мои одноклассники уехали поступать в Москву, Ярославль. А я рада, что осталась в Костроме, мне нравятся перемены, которые происходят в КГУ.

Сейчас я получаю двойную специальность: педагог-психолог и социальный педагог. Успеваю учиться в университете, в программе и работаю педагогом-психологом на полставки. Первые месяцы я добавилась того, чтобы дети узнали: в их школе есть психолог. Когда мои знакомые говорят, что никогда не видели психолога в школе и вообще не знали, что он существует, меня это тревожит. Потому что я как специалист могу помочь: могу поддержать, разобраться, предотвратить страшное. Поэтому в начале года я приходила в классы, чтобы рассказать о том, кто я, в каком кабинете, что делаю. Если говорят о подростках, что они грубые и невнимательные, я не согласна. Они классные ребята, на самом деле, главное помочь им преодолеть тревогу, отчуждение и одиночество. Я ведь сама недавно была такой, и очень хорошо понимаю их чувства. 

Мне нравится работать с нормотипичными детьми, но в этом году на замене у меня появился класс детей с расстройством аутистического спектра — и я нырнула в эту тему с головой. Некоторые мои ученики не говорят, могут вести себя непривычно для окружающих. Но я так радуюсь нашим общим маленьким успехам! Например, на последнем занятии дети делали упражнение, держась за руки. Это может прозвучать странно, но для ребёнка с РАС взаимодействие с другим человеком — огромный шаг. У меня даже сейчас мурашки от того, что мы делаем такие шаги вместе. 

Я вижу, как трудно детям с ограниченными возможностями здоровья, их часто не принимают в обществе, и в школе тоже бывает трудно. Я стараюсь хвалить этих детей за всё: хвалю на занятиях, хвалю в кабинете директора, хвалю их родителей. Мне кажется, что доброе слово может творить чудеса. Нам вообще нужно задумываться о состоянии окружающих. Когда у тебя хорошее настроение, подними его другому: сделай комплимент уставшему кассиру в магазине, скажи коллеге, что он или она прекрасно выглядит и хорошо справляется. 

В школе меня тоже очень поддерживают: коллеги помогают, подсказывают, а у директора всегда открыты двери, и я знаю, что могу спросить о чём угодно. Недавно нас от школы направили на курсы повышения квалификации и я обрадовалась, потому что признаю: я многого не знаю. Но я хочу учиться. На самом деле, возможностей для развития у педагога-психолога много. Я, например, хожу на все дополнительные лекции и занятия по психологии в университете. Даже стала волонтёрить фотографом, чтобы попадать на все классные конференции в вузе. Приходила снимать, а сама слушала открыв рот, к нам приезжают крутые специалисты. Я просто очень хочу узнавать, как бывает, учиться у других. 

Таких наставников, как в команде «Выбираю учить», я раньше встречала только в командах лагерей. Я всегда думала, что руководитель — статный серьёзный человек. Но ребята из «Выбираю учить» умеют быть серьезными вовремя, а в остальное время остаются просто людьми, которые помогают нам по-человечески. Я очень надеюсь, что будет 2-ой год в программе, потому что в этом сообществе всегда есть у кого спросить, с кем посоветоваться. Если бы не программа, меня бы съела моя тревожность и ощущение, что ты брошен на произвол судьбы. Полезно, когда ты не один. 

Если честно, я всегда думала, что педагогом быть неинтересно. Но в вузе мне дали возможность дополнительного обучения, поездок, потом появилась «Выбираю учить». Каждый должен учиться. Но психолог должен учиться ещё больше, чтобы включиться в любого человека и понять его.