Женя Слесаренко о педагогическом пути и участии в программе «Выбираю учить»
Евгения Слесаренко, студентка 3 курса Костромского университета, работает психологом в школе №29 Костромы с поддержкой программы «Выбираю учить». Женя рассказала, как сделала этот выбор и почему работа в школе ее вдохновляет.

«Говорят, эмпатия свойственна тем детям, на чье детство выпали трудности. Я из таких детей. У меня рано умерла мама, и уже в пятом классе я решила стать психологом. Мне нравится, что психология может исправить отношение к жизни, даже когда в самой жизни ничего не исправить. Еще в школе я любила наблюдать за людьми, слушала лекции преподавателей МГУ, находила видеоролики в открытом доступе, пошла учиться в социально-педагогический класс, посещала курсы психологии для подростков, а потом поступила в Костромской университет. Многие мои одноклассники уехали в Москву, Ярославль. А я рада, что осталась в Костроме, мне нравятся перемены, которые происходят в КГУ.
Сейчас я получаю двойную специальность: педагог-психолог и социальный педагог. Успеваю учиться в университете и в «Выбираю учить», работаю педагогом-психологом на полставки. Первые месяцы я добивалась, чтобы дети узнали: в школе есть психолог. Когда мои знакомые говорят, что никогда не видели психолога в школе и вообще не знали, что он существует, меня это тревожит. Потому что я как специалист могу помочь: поддержать, разобраться, предотвратить страшное. В начале года я приходила в классы, чтобы рассказать, кто я, в каком кабинете и что делаю. Если о подростках говорят, что они грубые и невнимательные, я не согласна. Они классные ребята, на самом деле. Главное — помочь им преодолеть тревогу, отчуждение и одиночество. Я ведь сама недавно была такой, и очень хорошо понимаю их чувства.

Мне нравится работать с нормотипичными детьми, но в этом году на замене у меня появился класс детей, у многих из них есть расстройство аутистического спектра (РАС). И я нырнула в тему РАС с головой. Мои ученики не говорят, могут вести себя непривычно для окружающих. Но я так радуюсь нашим общим маленьким успехам! Например, на последнем занятии дети делали упражнение, держась за руки. Это может прозвучать странно, но для ребёнка с РАС взаимодействие с другим человеком — огромный шаг. У меня даже сейчас мурашки от того, что мы делаем такие шаги вместе.
Я вижу, как трудно детям с ограниченными возможностями здоровья, их часто не принимают в обществе, и в школе тоже бывает трудно. Я стараюсь хвалить этих детей за всё: хвалю на занятиях, хвалю в кабинете директора, хвалю их родителей. Доброе слово может творить чудеса. Нам вообще нужно задумываться о состоянии окружающих. Когда у тебя хорошее настроение, подними его другому: сделай комплимент уставшему кассиру в магазине, скажи коллеге, что он или она прекрасно выглядит и хорошо справляется.

В школе меня тоже очень поддерживают: коллеги помогают, подсказывают, а у директора всегда открыты двери, и я знаю, что могу спросить о чём угодно. Недавно нас от школы направили на курсы повышения квалификации, и я обрадовалась, потому что признаю: я многого не знаю. Но я хочу учиться. На самом деле, возможностей для развития у педагога-психолога много. Я, например, хожу на все дополнительные лекции и занятия по психологии в университете. Даже стала волонтером, чтобы попадать на все классные конференции в вузе. Приходила снимать, а сама слушала открыв рот, к нам приезжают крутые специалисты. Я просто очень хочу учиться.
Таких наставников, как в «Выбираю учить», я раньше встречала только в командах лагерей. Я всегда думала, что руководитель — статный серьезный человек. Но ребята из фонда умеют быть серьезными вовремя, а в остальное время остаются просто людьми, которые помогают нам по-человечески. Я очень надеюсь, что будет второй год в программе, потому что в этом сообществе всегда есть у кого спросить, с кем посоветоваться. Если бы не программа, меня бы съела моя тревожность и ощущение, что ты брошен на произвол судьбы. Полезно, когда ты не один.
Если честно, я всегда думала, что педагогом быть неинтересно. Но в вузе мне дали возможность дополнительного обучения, поездок, потом появился проект «Выбираю учить». Каждый должен учиться. Но психолог должен учиться еще больше, чтобы «включиться» в любого человека и понять его».