Учитель для России

Одинаково разные

Программа социальной и языковой адаптации детей-инофонов в школе

Идея проекта:  создание в школе безопасной и открытой среды для детей с опытом миграции, в которой они осваивают базовый уровень русского языка. Создание пространства, в котором все дети имеют одинаковые образовательные возможности.

Механика: каждая школа, исходя из своего запроса и контекста, получает индивидуально собранный пакет мер по обеспечению языковой, психологической и социальной адаптации детей.

Кто реализует:

  • языковую часть программы (преподавание русского языка как иностранного) формирует МПГУ и экспертная группа программы: лингвисты из НИУ ВШЭ и профильных некоммерческих организаций («Такие же дети»,  «Дети Петербурга»);
  • психологическую и социальную часть — специалисты Центра толерантности, Агентства международного сотрудничества и МГППУ, психологи и медиаторы;
  • в каждой школе за реализацию программы отвечают трое учителей: два учителя проводят занятия по русскому языку как иностранному, а один учитель — занятия по социальной адаптации.
  • ДЕТЕЙ ОБУЧАЮТСЯ И ПРИНИМАЮТ УЧАСТИЕ В РАЗНЫХ МОДУЛЯХ ПРОГРАММЫ

  • ФЕСТИВАЛЕЙ КУЛЬТУР ПРОХОДИТ В ШКОЛАХ- ПАРТНЕРАХ ПРОГРАММЫ

  • КЛУБОВ «ОДИНАКОВО РАЗНЫЕ» НАЧИНАЮТ РАБОТУ В 10 ШКОЛАХ

  • БОЛЬШОЙ ФЕСТИВАЛЬ КУЛЬТУР ПРОХОДИТ В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ

Открытие фестиваля «Одинаково разные», октябрь 2017 года

 

В течение года школа получает:

  • вводный тренинг от Центра толерантности — для создания команды с общими ценностями по отношению к вопросам миграции и восприятия инаковости (на примере детей с опытом миграции), а также «закрепляющую» встречу в середине года, которая гарантирует получение сертификата о повышении квалификации;
  • курс повышения квалификации преподавателей по направлению «Русский язык как иностранный» от МПГУ,  рекомендации по составлению программ и примеры уроков по РКИ, комплект учебных и игровых пособий, ежемесячную методическую помощь (очные встречи и консультации, вебинары, рассылки с полезными инструментами и методическими материалами);
  • программу весенних лагерей с двумя треками:
    — 
    языковые интенсивы для детей от экспертной группы по РКИ;
    — курс тренингов по вопросам восприятия миграции и мигрантов для школьного персонала;
  • базовые словари терминов на родных для детей-инофонов языках — по иным предметам, кроме русского языка (в первую очередь по математике);
  • ежемесячную психологическую супервизию учителей, участвующих в программе;
  • методическую поддержку для психолога, социального педагога либо логопеда;
  • ежемесячные гранты учителям, участвующим в программе.

Результат года для школы:

у учителей есть регулярная методическая и психологическая поддержка и ощущение востребованности; в школе проходит комплекс занятий и мероприятий, способствующих повышению успеваемости детей-инофонов.

В ходе реализации программы ребёнок получает:

  • курс групповых занятий по РКИ соответствующего уровня (2 или 3 раза в неделю после уроков);
  • творческие мероприятия по субботам (спектакли, форум-театр, экскурсии, фестивали, игровые занятия);
  • вовлечение родителей через разговорные клубы для взрослых и курсы ознакомления с бытом и нормами нового для них общества.

Результат года для ребёнка:

ощущение безопасности и включённости в школьные процессы, новые друзья и интересы, более успешная учёба, вовлечённые в школьную жизнь родители.

Экскурсия в Тарусу, ноябрь 2017 года

Руководитель программы:

  • Ирина Белоусова
  • выпускница III набора программы
  • с 2017 по 2019 год: учительница русского языка и литературы в школе №2 г. Белоусово с Калужской области
  • rinabelous@gmail.com

 

Эксперт программы:

 

  • Анна Тер-Саакова
  • координатор экспертной группы по РКИ
  • эксперт в области миграции, организатор 4 всероссийских семинаров по обучению и интеграции детей с миграционным опытом
  • ter.saakova.anna@gmail.com