«Для детей нет разницы, откуда человек, для них важно, чтобы он мог их слушать»
28 ноября 2017
Участники Программы о своём пути в профессию, современных детях и важности работы учителя.
Александра Зорина, выпускница РГГУ, учитель истории и обществознания в Балабановской школе № 3
До того как прийти в школу, я пять с половиной лет занималась маркетингом, в том числе в рекламных агентствах. Моим последним местом работы был Condé Nast: карьера складывалась удачно, периодически мне звонили рекрутеры и предлагали большую зарплату, но удовлетворения от дела я не получала. Было стойкое ощущение, что я вкладываю очень много сил, но они расходуются вхолостую. Я стала выяснять, как получить педагогическое образование тем, у кого уже есть одно высшее: мне не хотелось тратить пять лет на учёбу в университете — в итоге я нашла программу «Новый учитель».
Сейчас я работаю в городе Балабаново Калужской области, здесь же и живу. Я преподаю историю, обществознание, географию в пятых, шестых и седьмых классах. Я сменила профессию для того, чтобы каждый день вставать и ощущать, что я делаю правильное, честное дело, которое приносит пользу. Всё, что происходило со мной начиная с Летнего института, всё, что связано с переездом в Балабаново, с выходом на работу в самую обычную школу этого города, — всё это про честность. Например, сейчас, живя в Балабанове, я чувствую себя гораздо честнее, чем когда жила в Москве, хотя это мой родной город. Москва — это здорово и прекрасно, но это всего лишь одна из точек на карте, а на самом деле Россия выглядит приблизительно как вот этот город в Калужской области. У меня есть ощущение честности и гармонии с происходящим. Без лишней патетики скажу, что часто просыпаюсь с мыслью, что я счастлива идти на свою работу, хотя бывают сложные дни и сложные моменты.
Детям в современной школе непросто. У них зачастую нет мотивации к обучению, они чувствуют себя в этом процессе лишними. Очень сложно вернуть желание учиться ребёнку уже в седьмом классе: на протяжении стольких лет ему показывали, что в школе неинтересно — отмучаешься, а дальше начнётся жизнь. От этого подхода нужно отказываться. Школа — это не закрытое учреждение, а место, где в человеке должен просыпаться интерес и к знаниям, и к жизни.
Олег Орлов, выпускник Государственного университета гуманитарных наук, учитель истории, обществознания и географии в СОШ посёлка Демьян Бедный
Москвич не станет своим в деревне. Но для детей нет разницы, откуда человек, для них важно, чтобы он мог слушать их. Я слушаю своих учеников, я их люблю. Любят ли они меня, я не знаю. Хороший ли я учитель? Тоже не знаю. За более чем полгода я провёл много уроков, и большая часть из них, на мой взгляд, неудачные. Но в то же время я замечаю, что дети стали задавать самостоятельные вопросы, стали слушать друг друга и формулировать свои мысли. Эти дети своим примером демонстрируют красоту и величие жизни, которую я старался не замечать раньше.
Есть только одна вещь, которая и привела меня сюда, в которой я действительно уверен, — это чувство важности моей работы. Здесь и сейчас. Пока кто-то будет, развалившись на кухне в сытой Москве, вещать про войну в Сирии, я буду учить детей в селе. Пусть делая ошибки, но, учась вместе с ними, буду делать этот мир лучше здесь и сейчас. Без злобы на политиков и власти, которым по большому счёту плевать на детей как в сельских школах, так и в школах вообще. Не назло, а вопреки — вот что я считаю важным в нашем деле.
Никита Савостиков, выпускник Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского, учитель математики и английского языка в СОШ № 2 г. Белоусово
Вскоре после начала работы в Белоусовской школе мы осознали, что ежегодный приток учащихся обеспечивают в первую очередь мигрантские семьи. Нам с коллегами было важно создавать условия для развития толерантности. Мы поняли, что нас объединяет мечта о том времени, когда каждый ребёнок сможет на русском языке свободно и без стеснения поделиться тем, что он думает и чувствует. Вскоре у нас возникла идея о создании площадки, которая позволила бы детям интегрироваться в среду на социальном, культурном, образовательном и, конечно, языковом уровне. Мы назвали её «Одинаково разные».
Мир ребёнка, оторванного от сверстников из-за уровня дезинтеграции, очень ограничен. Ему крайне некомфортно учиться, он не чувствует права на ошибку, а как следствие, свободы познавать.
Мы планируем отслеживать образовательные результаты участников, уровень их психологической адаптации, следить за социализацией и уровнем русского языка наших ребят из семей мигрантов. Наша задача — сделать учебный процесс для них удовольствием, а не постоянным стрессом, помочь им почувствовать себя полноправными участниками школьной жизни. И жизни вообще.