#дневникучителя из Демьяна Бедного

23 марта 2019

Наша учительница Элина Ликарь зовёт прогуляться по коридорам школы в посёлке Демьян Бедный (Тамбовская область). Элина ведёт географию, английский и немецкий. А также всю неделю вела рубрику #дневникучителя в Инстаграме программы. 

Мы собрали дневниковые записи Элину в одну историю — чтобы и вы смогли прочувствовать, каково это: жить и работать в Демьяне Бедном. Скорее присоединяйтесь — только сменку не забудьте.

Элина Ликарь,
учительница в школе посёлка Демьян Бедный 

Больше пяти тысяч часов. В одиночестве, вдали от дома, друзей, любимого университета и хорошей мобильной связи. Первого сентября у меня не было ничего — кроме поддержки сообщества «Учителя для России» и веры в то, что я делаю. 

Оглядываясь назад, я поняла, что за полтора года научилась жить в совершенно другом мире, потому что с нуля выстроила себе точки опоры. В деревне легко быть первым — потому что всё, что можно придумать и сделать, скорее всего, до тебя никто даже не пробовал. Нужен фитнес — договариваешься, организуешь и ведёшь сам в местном ДК. Нужно обучение — находишь онлайн-курсы. Нужны друзья — привозишь своих на выходные или знакомишься с местным сообществом.

Все это требует больших усилий, заставляет взрослеть и бережнее относиться ко многим вещам. А ещё это учит видеть красоту в отсутствии привычных вещей. К примеру, в Тамбовской области мало светового загрязнения — поэтому в ясную погоду небо здесь просто изумительное. Именно тут я научилась определять десятки созвездий.

Нажнмите на фото, чтобы пролистать дальше

#дневникучителя: понедельник.

Привет! Я Эля, учитель географии, английского и немецкого в крохотной школе в Тамбовской области. На этой неделе я предлагаю прожить вместе будни учителя в посёлке Демьян Бедный. Размер нашей школы в цифрах: мой самый большой класс — 10 учеников, самый маленький — 1. А когда в девятом классе отсутствуют два человека, то лучше не давать новую тему — потому что нет 50% класса. 

Понедельник. Утро. Приближается весна — значит, время доставать резиновые сапоги. Одна из традиций сельских школ — в грязную погоду снимать обувь перед входом и идти босиком по коридору до раздевалки. Деревянная лестница ведёт наверх в учительскую. На третьем уроке приходят все трое учеников, на пятом — тоже вся группа (аж один человек!). Дома школа не заканчивается: меня ждёт подготовка к урокам, а ещё должна ненадолго зайти моя ученица: у меня дома есть интернет, который нужен ей для доклада.

Завтра нас ждёт театральная студия и приезд куратора. Не переключайтесь!

#дневникучителя: вторник.

В прошлом году я провела в посёлке всего один выходной, часто уезжала. Поездки, с одной стороны, наполняют, а с другой — рассеивают фокус внимания: из-за частых выездов я выпадаю из контекста, перестаю чувствовать настроения учеников и создаю дистанцию между собой и жителями посёлка. Поэтому в качестве эксперимента решила прожить минимум месяц в пределах Демьяна Бедного: гулять, делать покупки и отдыхать здесь, в посёлке. 

Приезд куратора — это всегда событие, ещё более значимое после месяца уединенной жизни. Одна из задач куратора — помочь сделать уроки лучше, поэтому он навещает меня минимум раз в месяц, смотрит уроки и даёт обратную связь. Страшно ли? Если честно, я до сих пор немного нервничаю. Хотя прекрасно знаю, что обратная связь от куратора — это всегда мне же во благо. В программе я научилась с благодарностью принимать оценку со стороны и обсуждать свои результаты. Вчера у меня не было сил приготовить до конца урок, поэтому сегодня с утра куратор помогал вырезать карточки для урока английского. Поддержка как она есть. 

После такого насыщенного дня моя коллега пригласила на службу. По окончании батюшка пригласил нас к себе в трапезную — на чай, мёд и сухари. Вот такой тёплый вторник сельского учителя.

#дневникучителя: среды.

Утром по дороге в школе я слышу: «Вот, смотри, я в длинной юбке, люди наверняка подумают теперь, что я совсем бабка!». Я ответила, что длина миди сейчас очень даже в моде. Оказалось, это бабушка моего ученика, Дурсуна. Она взяла с меня обещание зайти к ним в гости. Вообще, я очень люблю ходить в гости. В нашем посёлке живут много этнических курдов, со своими традициями и устоями, и гостей они встречают всем самым лучшим: чаем, лепёшками, творогом, лапшой, бараниной и прочими блюдами.

Самое интересное — это удивлённые глаза учеников, когда они открывают дверь, а на пороге — их учительница. Нет, они не пугаются, потому что знают: я не буду ничего плохого рассказывать. Разговаривая с родителями, мне всегда хочется обратить их внимание на таланты и успехи детей.

Но сегодня в гости пришла не я, а ко мне: постучала моя ученица, Ангелина. Я плохо готовлю, поэтому угощала, чем могла: макароны с помидорами и семенами чиа. Ангелина сказала, что если мама купит ей когда-нибудь телефон, то она обязательно добавит меня в друзья…

#дневникучителя: четверг.

Я наблюдатель, и я учусь. Дети смеются над тем, что я никогда в жизни не собирала синеножки, не убирала сарай и не доила корову. А мне нравится узнавать новое и соприкасаться с бытом людей, которые живут совсем по-другому. 

У моей любимой коллеги, конечно, есть семья и хозяйство. Если я прихожу к ней в гости, то всегда прошу разрешения пойти покормить вместе с ней скотину, расспрашиваю её про дела в огороде. Отец Тихон показывает мне инструмент для создания церковных свечей, рассказывает, как прясть, и обещает научить вязать. 

Некоторые ученики иногда пропускают школу, потому что выпала их очередь помогать родителям пасти баранов или копать картошку. По дороге домой я вижу своих старшеклассников, колющих дрова или идущих на колонку за водой. Ребята часто помогают отцу Тихону в ремонтных работах, после чего он всегда приглашает их на чай с конфетами. 

Деревня — это замкнутая экосистема, где каждое рабочее место — это, в первую очередь, человек. Я покупаю молоко у Светы, мамы моего ученика. Школу убирает тётя Надя, бабушка моего ученика… В деревне нет должностей. В деревне есть люди, которые умеют трудиться.

#дневникучителя: пятница.

Начиная с момента, как закрывается дверь класса, начинается самое лучшее, что есть в моей работе — разговор. И это не только про вербальное взаимодействие. Раз: и она показала мне своим наклоном головы, что ей стало непонятно. Два: и он старательно заполняет таблицу печатными буквами, чтобы мне было легче проверять. Три: и она ехидно смотрит на меня — значит, через несколько секунд обидится, требуя внимание класса. Четыре: и он развернётся к однокласснику, а значит, ему стало неинтересно. Кажется, в классе из пяти учеников невозможно не прочувствовать настроение каждого. 

Бывают уроки, которые хочется скорее закончить. Бывают классы, к которым сложно приходить. Но это не имеет значения в сравнении с возможностью почувствовать эту магию разговора.