Живая библиотека: пространство для свободного общения и профориентации

22 ноября 2018

На прошлой неделе участники программы «Новый учитель» Юлия Ефремова, Анна Цыганова и Сергей Ежов провели «Живую библиотеку» в поселке Сосновка в Тамбовской области. «Живая библиотека» — это пространство, где ученики школ могут в игровой форме изучить тонкости разных профессий и получить ответы на самые откровенные вопросы. На мероприятие приехали спикеры из разных городов России и дети из нескольких сёл Тамбовской области. Мы попросили участников «Живой библиотеки» рассказать о своих впечатлениях.

Юлия Ефремова, учительница физики в посёлке Сосновка, организатор «Живой библиотеки»

«Живая библиотека» — это свободное пространство, где дети могут пообщаться со взрослыми, которые ведут себя совершенно иначе, чем учителя, которых они видят каждый день. Школьникам она нужна, чтобы сменить обстановку, определиться с профессией, позадавать откровенные вопросы, на которые взрослые иногда не отвечают. Идею создания «Живой библиотеки» в нашей школе подала Аня Цыганова. Ей о ней рассказала Наташа Гарист, которая проводила «Калейдоскоп профессий» в своей школе. Первая «Живая библиотека» состоялась в ноябре 2017 года. У нас было всего шесть или семь спикеров и 60-70 детей. Дети, которые пришли в прошлый раз, сказали, что это было первое нормальное школьное мероприятие. В этом году мы с помощью директора организовали подвоз 45 детей из соседних школ, наши ученики привели своих друзей, и коллеги из программы тоже привезли своих учеников. В итоге, в этом году на «Живую библиотеку» пришло больше 300 детей.

Анна Цыганова, учительница английского языка в школе №1 в посёлке Сосновка, организатор «Живой библиотеки»

В прошлом году я преподавала у десятиклассников, которые собирались учиться на врачей и юристов, но считали, что им совсем не нужен английский язык. Я сказала им, что среди моих друзей много биологов, врачей и юристов, которые говорят, что английский — одна из важнейших вещей в их работе. Дети сказали, что это неправда. Тогда я пообещала им привезти этих людей в Сосновку.

В этом году к нам на «Живую библиотеку» приехало более 30 спикеров из Петербурга, Москвы, Калуги и Украины. Было несколько спикеров, которые вещают по скайпу из Польши и Израиля. Все они рассказывали о своей профессии и опыте, чтобы дети смогли профориентироваться и узнавать мир лучше. Сессии проходили в формате мастер-классов, где можно украсить капкейки или сделать свою компьютерную игру. В конце остается 10 минут, чтобы дети смогли задать свои вопросы: «Cколько вы зарабатываете?», «Где учиться на такого специалиста?» и другие.

Дарья Попова, ученица 10 класса

Сегодня я много узнала о том, какие профессии стоит выбирать в будущем. Мне нравятся профессии, связанные с физикой и математикой, и сегодня меня удивила профессия инженера. На мастер-классе мы проводили игру, смысл которой заключался в том, чтобы переложить шарики из одного контейнера в другой, и каждый участник команды должен был коснуться шарика двумя руками. Нужно было составить алгоритм, минимизировать погрешности и показать наилучший результат в наиболее короткое время. Я учусь в десятом классе, но хочу приехать еще раз через год. Это стоило того, чтобы в выходной день приехать из другого села. Я была бы рада повторить «Живую библиотеку» в своей школе.

Игорь Попов, ученик 11 класса

Удобно то, что спикеры могут посоветовать нам профессии. Кто-то из них сменил несколько профессий, у них большой опыт, поэтому они делятся с нами своими впечатлениями, навыками и знаниями. Когда-то я хотел стать прокурором и пошел в нашу прокуратуру, чтобы узнать, какие знания мне нужны, но ничего не получил. А на «Живой библиотеке» у меня появилась возможность познакомиться с Леной Бахтиной, психологом, которая помогает с выбором профессий. Мы договорились связаться, чтобы она порекомендовала мне тестирование или курсы, чтобы я был на 100% уверен в том, какую профессию мне стоит выбирать. В этот раз я сходил на сессии психолога, юриста, кондитера и журналиста. Точно понял, что в журналистику идти не хочу, это скучно. Пожалуйста, пусть и дальше проводятся такие мероприятия.

Юля Савинкина, ученица 10 класса

Сегодня я была на сессиях врача, диетолога, психолога. Я хотела также сходить на сессию маркетолога, но увидела толпу у кабинета с названием «скрайбинг» и пошла туда. Мне очень понравилось, это ярко и красочно. Сама я давно думаю стать врачом. Когда мне было 10 лет, я каталась на лошадях. У одной лошади развилась раковая опухоль, и она не смогла больше ходить. Мы с ребятами сами ухаживали за ней и обрабатывали ее раны. Мы понимали всю ответственность, и нам было страшно за нее. Сегодня здесь я поговорила с врачами, они рассказали, что быть врачом круто, и это возможность помогать людям. Они меня очень вдохновили.

Лена Бахтина, выпускница программы «Новый учитель», куратор педагогов-психологов четвёртого набора. На «Живой библиотеке» провела сессию по психологии.

У меня было много ожиданий от «Живой библиотеки», и все, что сегодня происходило, их превзошло. Это было вдохновляюще. Дети задавали честные вопросы в лоб: например, вопросы про зарплату, которые часто боятся задать взрослые. Кроме того, их интересовали вопросы о том, как жить в общежитии, каково уехать в другой город, с какими проблемами приходят к психологу, как психолог справляется с той массой проблем, с которой он сталкивается. Было интересно даже для самой себя ответить на эти вопросы и с посмотреть через них на свою профессию. Я приехала на «Живую библиотеку» в первый раз, и дети сказали, что очень ждут меня в следующем году. Это теперь будет традицией, потому что я не могу им отказать.

Сергей Ежов, педагог-организатор в школе №1 в поселке Сосновка, организатор «Живой библиотеки»

Старшеклассникам полезно знать, пожалели спикеры о своем выборе или нет, стоит или не стоит идти в ту или иную профессию. У детей масса ярких эмоций. Ребята даже сами толком не могли понять, что с ними произошло, потому что это первое такое масштабное мероприятие в Сосновке.

Живой библиотеке быть! Многие наши коллеги из Калужской и Воронежской областей теперь собираются делать свои первые «Живые библиотеки». Мы дали хороший стимул ребятам, чтобы они смогли даже где-то нас превзойти. Если все получится, то мы хотели бы перевести «Живую библиотеку» в формат ночи в школе, чтобы ребята смогли не только пообщаться с представителями разных профессий, но и пройти еще серию разных мастер-классов, посмотреть кино, поиграть в настольные игры.