Илья Виноградов о том, как важно задавать вопросы и зачем идти в программу

10 февраля 2022

Когда Илья узнал о программе, у него ещё не было высшего образования. Он ждал окончания вуза, чтобы подать заявку:

Я с 2011-ого года работаю с детьми: детские лагеря, разные проекты и праздничные события. Я — лагерный ребёнок. Каждое лето я проводил в детском лагере, а когда вырос, меня позвали работать туда вожатым. Вся моя жизнь — это студенческие отряды, я сменил одно слово из трёх букв на другое: из РСО — в УДР.

К 2019 году практического опыта работы с детьми и подростками у меня было уже достаточно много, но не хватало теоретической базы и структуры. Как понять, что я безопасный взрослый для них? Не вредит ли им то, что я делаю? Летний Институт (программа переподготовки для наших участников перед выходом в школу) дал возможность мне убедиться: всё, что я делал интуитивно на самом деле вполне себе адекватно и правильно, и я вполне себе могу попробовать стать учителем в обычной школе.

Илья Виноградов

Кроме учителя физкультуры, Илья занимает ещё должность педагога-организатора в школе. Говорит, что выбрал продолжать свой путь в педагогике по закону сансары: когда-то его окружали отличные учителя и ответственные взрослые, теперь он сам является таким для своих учеников.

Моя педагогическая деятельность держится на трёх китах: индивидуальный подход, комфортная атмосфера и традиции. Для меня эти три вещи связаны. Я подхожу индивидуально не только к каждому ученику, но и отдельно к каждому классу или микрогруппе. У нас с ними разные отношения, с каждыми — свои традиции и рутины. У каждой страны есть свой менталитет, у каждого города — своя история, у каждого детского лагеря есть легенда, у каждого отряда — фишечки и приколы, а в каждой комнате —свои разговоры. Я стараюсь сохранять и поддерживать здоровую атмосферу в классе, а если происходит что-то странное или сложное для нас всех, то мы с детьми делаем это нашим внутренним “мемом”, нашей фишкой.

Илья учит детей задавать вопросы и не бояться ошибаться. Физкультура — предмет, в котором есть нормативы, соревнования и часто случаются ситуации неуспеха. Поэтому так важно именно здесь давать детям пространство для ошибок, учить их, что только ошибаясь мы растём над собой. 

Часто взрослые на вопросы детей отвечают: “Ты что, до сих пор этого не знаешь?”. А я думаю — конечно, он не знает, поэтому и спрашивает.  Я всегда говорю своим детям: не знаешь — спрашивай. И сам задаю детям много вопросов. Они же всё время говорят что-то на своём, на детском, я иногда даже слов таких не знаю. Я показываю им на своём примере, что я не стесняюсь показаться глупым, а просто задаю вопрос и получаю ответ.

Зачем идти в программу «Новый учитель»?

Во-первых, чтобы расти. Можно делать классные мероприятия в своём городе и знать, что они зайдут в твоём контексте. Но в «Учителе для России» есть возможность расширяться географически: привлекать к мероприятиям и проектам учителей из других регионов, получать дополнительную экспертизу и методическую поддержку, обрести команду, с которой всё это не просто легче можно осуществить, но и улучшить.

А во-вторых, как бы это банально ни звучало, но это выход из зоны комфорта. Работая в лагере, я точно знал, какие мероприятия и активности “заходят” нашим детям. Но в общеобразовательной школе есть разные дети: среди них есть те, кто ни разу не был в лагере. Что я про них знаю? Классно уметь делать что-то для какой-то узкой группы людей, но чтобы развиваться, нужно пробовать работать с разными категориями и детей, и взрослых.

 

Илья с учениками