Через театр: фестиваль и площадка для обучения театральному мастерству
27 апреля 2018
В 2017 году участницы первого набора программы «Новый учитель» Маруся Полякова и Наталья Гарист придумали детский театральный фестиваль в своих школах. В дальнейшем к фестивалю присоединились другие школы-партнеров программы. Сегодня «Через театр» — это сообщество 30 школ, 300 учеников и педагогов из пяти регионов. Фестиваль позволяет школьникам из удаленных уголков России раскрыть свой творческий потенциал. В 2019 году фестиваль пройдёт 6 и 7 апреля в Новой Школе в Москве. Вы можете помочь ему состояться — наши участники запустили кампанию на Планете. Читайте наш рассказ о фестивале прошлого года и помните, что зачастую малые дела помогают свершаться большим чудесам.
Все началось с момента, когда мы пришли в программу «Новый учитель». Это было почти три года назад. Мы работали учителями в региональных школах и в какой-то момент поняли, что нам очень хочется заниматься театром со своими детьми. Мотивация была разная. Я преподавала английский язык. Мне было сложно справляться со школьной рутиной, и театр был способом найти вдохновение вне уроков. Школа, в которой я работала, находилась далеко от Москвы, и мне очень хотелось привезти в столицу детей, которые никогда нигде не были. Так мы с Наташей начали ставить спектакли в своих школах. Затем мы предложили коллегам из программы присоединиться к нам и перешли от отдельных постановок к театральному фестивалю, в котором приняли участие разные школы-партнеры «Учителя для России».
Мы развернули вокруг фестиваля кампанию, приехали с детьми в Москву из регионов. Дети учились театральному мастерству и ставили спектакли. Им нравилось, и мы решили продолжать. В 2017 году за два дня фестиваля мы провели 11 спектаклей, в которых приняли участие 100 детей.
Я — преподаватель французского языка. Мне важно мотивировать детей учить язык, а делать это через театр очень легко. Фестиваль оказался источником вдохновения и для детей, и для учителей. И в прошлом, и в этом году он проходил в течение двух дней. В первый день дети показывают спектакли, которые они подготовили со своими учителями, а во второй день мы проводим мастер-классы по театральному искусству. В прошлом году после фестиваля мы поняли, что заниматься театром совсем не сложно. Если обучить детей базовым техникам, то открыть театральные студии можно в каждой школе.
В этом году мы придумали образовательную программу для детей и учителей: проводили мастер-классы по актерскому мастерству, сценической речи, основам режиссуры. Дети и учителя отправились в свои школы, придумывали постановки, ходили на экскурсии в местные театры, а мы поддерживали их в течение года и создавали среду, в которой дети могли бы ставить спектакли самостоятельно. В этом году к нашей команде организаторов фестиваля присоединились участницы программы «Новый учитель» Анна Булавина и Лена Абакумова. Анна привезла своих детей с постановкой в этом году.
В прошлом году я не стала принимать участие в фестивале, потому что первый год в школе был сложным, и мне казалось, что я не справлюсь. В этом году, когда Наташа и Маруся объявили о том, что будет «Через театр», я подошла и сказала, что не знаю как, но очень хочу делать фестиваль. Наташа взяла меня за руку и сказала: «Если ты хочешь и не знаешь, иди к нам. Мы поможем». В этом году я приехала на фестиваль с девятью учениками, которые поставили свой спектакль. Зачем все это делать в школе? Я — учитель русского языка и литературы. У меня три класса и несколько уроков каждый день. Дети, у которых я не преподаю, оставались вне зоны моего доступа, а мне хотелось познакомиться со всеми учениками в школе. Когда я объявила, что открываю театральный кружок, ко мне стали приходить дети со всей школы. Мы знакомились, общались в неформальной обстановке, они рассказывали о себе.
Я вижу, что репетиции хорошо влияют на школьников. Например, у меня есть ученица, которая находится в непростой семейной ситуации. Она была очень обидчивой, ссорилась с учителями и одноклассниками, не могла сосредоточиться на уроках из-за мелких неурядиц. Когда мы начали заниматься театром, она стала более свободной, поняла, что может ошибаться, и никто ее за это не обидит, стала более организованной и даже перестала обижаться на людей. Она стала так сосредоточена, что ей просто некогда обижаться на окружающих. Она даже стала лучше учиться.
Для нашей программы очень важен проект «Через театр». В «Учителе для России» мы стремимся привести в школы людей, которые увидят проблемы и придумают грамотное решение. Для меня «Через театр» — подтверждение того, что это работает. Полтора года назад в школах-партнерах программы не было театра. За последний год к сообществу фестиваля присоединились 25 школ. Я благодарна Наташе и Марусе за то, что они убрали из этого процесса конкуренцию. Важно, что фестиваль — пространство, где дети могут экспериментировать, пробовать, ошибаться и быть собой. «Новый учитель» существует, чтобы давать детям такие возможности.