Лагерь «Территория лета»: портрет участника
24 июля 2018
Каждое лето новые участники программы «Новый учитель» отправляются в Калужскую область, чтобы пройти Летний институт, пятинедельный курс педагогики, который помогает им погрузиться в контекст российских городов и подготовиться к работе в массовой школе. Одна из частей Летнего института — лагерь «Территория лета», который участники организуют для детей из ближайших школ. «Территория лета» — это пространство для свободного творчества и увлекательного познания. Этим летом 110 учителей IV набора программы при поддержке кураторов, ангелов и команды организуют лагерь в очередной раз. Мы попросили участников лагеря рассказать, как они оказались на «Территории лета» и что им нравится в этой инициативе.
Я пришел в программу «Учитель из России» из науки. Я — молекулярный биолог, раньше работал в Институте цитологии в Петербурге. В какой-то момент у меня возникло ощущение, что то, что я вижу вокруг себя в Петербурге и Москве, это не совсем Россия, и в этом есть какое-то «не то». Тогда я решил путешествовать автостопом по России. Я прилетел из Петербурга в Магадан, а оттуда поехал по единственной дороге в Якутию, доехал до Байкала, а дальше автостопом проехал Иркутск, Красноярск, Томск, Новосибирск, Тюмень, Екатеринбург, Казань, Нижний Новгород и через Ярославль и Вологду вернулся домой в Петербург. Во время этой поездки я понял, что то, чем я занимаюсь, людям неинтересно, потому что они даже не понимают, что это. А я любил предмет, которым занимался, и хотел, чтобы люди его понимали.
Я выяснил, что я условно разрабатываю противораковые средства, а люди лечатся подорожником. Смысла в этом никакого нет, а вся моя работа — это сферический конь в вакууме.
Я приехал домой и некоторое время жил с синдромом россиянина, устроился на работу в IT-компанию, но быстро понял, что так не могу. Мне хотелось делать что-то полезное. Я уволился и подал заявку на участие в программе.
Мне нравится атмосфера Летнего института и «Территории лета» в частности. Люди вокруг действительно заинтересованы в том, что делают, и никто не делает работу формально. Лагерь крут еще и тем, что детей не заставляют приходить, они сами это выбирают. Здесь свободная атмосфера, никто не связывает руки, можно давать волю фантазии и делать все, что хочешь.
Я сегодня здесь, потому что это именно то место, в котором я хочу быть. Первые дни «Территории лета» показали, что работа учителем действительно дает мне силы, энергию, драйв. Я давно лелеяла надежду, что когда-нибудь стану учителем, и все мои знакомые говорили, что мне нужно преподавать. Я рассматриваю программу как мой личный профит, потому что я буду заниматься полезным делом, которое может изменить жизнь вокруг.
Я не хочу быть человеком, который просто говорит, что вокруг все плохо. Я хочу работать, чтобы менять то, что мне кажется неправильным.
Территория лета — важный для меня этап летнего института, потому что я до последнего сомневалась, действительно ли я хочу работать с начальными классами. Но первые дни показали, что это правда мое, а весь мой предыдущий опыт работы с детьми в летних лагерях случился не просто так. Дети невероятные. Они все очень разные. Кто-то сразу подходит и благодарит за проведенный день, кто-то помогает мне убираться, кто-то дуется, потому что у него забрали ножницы, а я ищу подход к каждому.
Больше всего в «Территории лета» мне нравится, что это непосредственный контакт с детьми. В формате урока у меня 22 человека, но между занятиями возникает особая атмосфера. Мне подарили целых три портрета в первый день! Дети отнимают много сил, потому что я пытаюсь отдать как можно больше эмоций. Но для меня это важно. У детей тут нет развлечений, они сами об этом говорят. Я сталкиваюсь с этим и понимаю, как важно то, что мы тут делаем.
Я думаю, что нынешняя ситуация в российском обществе сильно отличается от справедливого мироустройства. Можно вспомнить массу разных точек, мест и состояний, в которых люди ощущают несправедливость, но начинается все с ранних лет, со школы, где дети в нашей стране не имеют равного доступа к возможностям. Между детьми в городской и сельской среде лежит пропасть, которая сокращает шансы на социальный лифт для последних. Моя посильная помощь в восстановлении этого дисбаланса — это работа учителем. До программы я год работал учителем английского языка в средней школе в бедном районе Боготы (Колумбия) в рамках совместного проекта AIESEC и UNICEF. Тогда я в первый раз попробовал себя в роли учителя, и никакой более воодушевляющей работы у меня не было. Каждый день по дороге на работу я испытывал чувство окрыления, потому что знал, что я нужен детям, и с моей помощью они открывают для себя что-то новое в мире. Другие измерители успеха в жизни становятся мелкими по сравнению с этим. Вернувшись в Россию, я наткнулся на программу «Новый учитель», пошел на встречу с командой, и все завертелось.
Мне нравится атмосфера «Территории лета». Каждый, кто здесь присутствует, имеет схожие со мной взгляды не только на образование, но и на жизнь. Мои коллеги здесь — эксперты в той области, в которой они будут преподавать.
В одном кругу сидят профессор биологии, физик-экспериментатор и я, дипломат-международник. В моем понимании это золотая молодежь в идейном и душевном отношении. Здесь собралась сотня ребят, которые готовы отказаться от других перспектив ради общего и не очень близкого блага. Это одни из лучших людей, которых я встречал.
По поведению детей в первые дни «Территории лета» было видно, что им не хватает внимания взрослых людей. Вплоть до выпуска из школы у нас принято относиться к детям с пониженным вниманием. Мы не воспринимаем их всерьез. Поэтому для детей мы — источник информации на расстоянии вытянутой руки. Сейчас расстояние между нами и учениками настолько коротко, насколько это вообще возможно. Мы старались убрать границы в пользу комфорта учеников, чтобы создать особый синтез. Мы все за одну цель.
Мои основные ценности — быть нужным и заниматься тем, что приносит пользу. Моя миссия — показывать людям, что мир больше, чем они привыкли видеть. Меня радует, когда человек видит, что мир на самом деле чуть шире, и это идет ему на пользу. В такие моменты мне кажется, что я сделал что-то полезное. Это касается как детей, так и взрослых. Поэтому я пришел в программу и стал куратором после выпуска.
Как куратор, я помогаю участникам пройти интересный путь от места, где они не совсем знакомы со школой или знакомы как-то по-своему, в то место, в котором мир шире, больше, лучше.
Я помогаю им дойти до этой точки и научиться показывать детям, как прийти к тому, что их зажигает. На «Территории лета» дети открывают для себя новый опыт и возможность познакомиться с тем, как бывает иначе. Для участников это возможность понять, нужно ли им это. Для программы это возможность понять, по пути ли ей с участниками. «Территория лета» этого года особенна тем, что тут все слажено и идет спокойно. Лагерь стал отложенным механизмом, есть уверенность в завтрашнем дне.
Я пришла в программу в 2017 году и уже проработала в школе год. Сегодня я на Летнем институте в качестве ангела. Моя главная цель — создать для участников четвертого набора условия, чтобы они могли познакомиться с детьми, влюбиться в них и делать свою работу, не отвлекаясь на мелочи, связанные с организацией. Я подсказываю им, чтобы они могли прожить такую же «Территорию лета», как была у меня, чтобы у них осталось облако счастья, которым они бы заряжались весь год. Моя «Территория лета» была невероятно крутой. Почти все время я провела с группой «но». Это были парни 5–7 класса, абсолютные сорванцы, которые не хотели ходить на занятия. С ними было весело, мы разговаривали на равных, гоняли в футбол, играли в игры. Я видела, как ребята начинали доверять тебе, и это вдохновляло. Когда в лагере появилась традиция подписывать бейджи, ребята подбегали ко мне со словами «Али, Али, подпиши мне бейдж». Во всех сложных ситуациях на протяжении года участия в программе я вспоминала тех детей и думала, что мои ученики, которые сейчас сидят за партами, такие же восхитительные, только им сейчас сложно. Это подпитывало меня весь год.
Взрослому человеку трудно найти друзей, которые будут его понимать. Здесь они просто есть. Спасибо программе за профессионально отобранных друзей.
Команда отбора делает великую работу не только для того, чтобы у детей появились новые учителя, но еще и для того, чтобы у нас, учителей, были друзья на протяжении двух и более лет. Я и сама в этом году участвовала в отборах, а теперь вижу этих ребят здесь. Мне нравится, как изменились участники всего за один день. Они много работали, чтобы подготовить школу к лагерю, и очень устали. Но когда они увидели детей, они все расцвели. Они поняли, что все это не зря.