«В воспитание слишком часто вливаются высокомерие и вранье»

1 июня 2018

Семиклассница Настя Фирсова живёт и учится в Тарусе. Ко Дню защиты детей Настя подготовила нам текст — свои рассуждения об отношении взрослых к ребёнку, ожиданиях, уважении, вежливости и опасности подмены понятий.

«Взрослые делали вид, будто мир совершенен и они сами – полубоги, а мы, мальчики, просто отребье»

Герман Гессе

Когда мне было лет десять, мать старалась привить мне мысль, что взрослых нужно уважать. На вопрос «почему?» ответить она не могла, начинала злиться. Мне смутно казалось, что она просто не знает ответ. Как и почти все остальные взрослые. Они просто требовали от меня неясно что по причинам, которые толком не могли назвать. Были расплывчатые фразы про жизненный опыт, про то, что так принято, но меня это не удовлетворяло. Поэтому я начала собственное исследование.

 

Часто уважение стоит рядом с чем-то высоким. Уважением гордятся, его стараются заслужить и удержать, а тех, кому это удалось, ставят чуть выше других, к ним прислушиваются. Во всех известных мне языках даже есть уважительные формы. В русском языке это обращение на «вы». При этом точно так же принято обращаться к незнакомым или малознакомым людям. Мы не знаем, что хорошего сделал человек и сделал ли вообще, но априорно выражаем ему уважение. Странно, не так ли?

 

Уважение и вежливость бывают близки по форме, но значительно разнятся по своей сути. Вежливость — это один из укрепляющих элементов в общении, но она формальна. Часто от нее отказываются намеренно, чтобы продемонстрировать своё неуважение — как, например, в стандартной ситуации с хамящими кассирами. Иногда вежливость отказывает у людей, казалось бы, более воспитанных, и приходится слушать, какой ты идиот, от собственного учителя. Просто потому что не понимаешь тему урока.

Вежливость — культурная норма, по УК РФ к ней не обязать. Вежливость помогает создать ситуацию комфортного нахождения в обществе, а хамство порождает лишнюю агрессию и конфликты. При этом хамство нередко играет роль механизма самоутверждения, что отвратительно. Все хотят иметь значимость, и это нормально. Но важно понимать, что есть разные механизмы достижения этого чувства собственного веса в чужих глазах.

 

Философ и социолог Эрих Фромм писал: «Уважать человека невозможно, не зная его; забота и ответственность были бы слепы, если бы их не направляло знание». Вот и мне кажется, что право на уважительное отношение не априорно. Вы можете уважать какого-нибудь Петра, но называть Петькой и обращаться на «ты», формальности здесь не так важны. Но можете ли вы уважать человека, которого вы не знаете, если кто-то сказал вам, что он того заслуживает? Смогли бы вы по такому же принципу любить кого-то? Выходит, обязательное уважение ко взрослым несостоятельно. Можно говорить лишь о вежливости в общении с ними. Но тогда это должно работать в обе стороны, ведь так?

 

86% опрошенных россиян говорят, что дети должны выбирать профессию сами. Но как они могут это сделать, не получая поддержки, не располагая вежливым и уважительным отношением со стороны взрослых? Дети слабы и мягки. Детям навязывают модель поведения, навязывают мутные критерии для выбора объекта уважения, и с этим набором юного «воспитанного человека» отправляют в жизнь. Бредово, но удивительно эффективно. Это похоже на эксперименты с собачками и током. Ребенок пытается докопаться до сути, но получает порицание. Для детей любовь родителей очень важна, потому и их порицание имеет немалый вес. Потом это повторяется. Приходит понимание, что после вопросов следует наказание. Растешь, обмотанный чужими идеями без объяснений, не получаешь даже минимальной вежливости. Потом начинаешь считать себя умным взрослым и продолжаешь эту тягомотину.

В воспитание слишком часто вливаются две разрушительные вещи — высокомерие и вранье. Людям стыдно признавать ошибки и подвергать свои суждения сомнению. Одни и те же постулаты, чуть меняясь, передаются от поколения к поколению, даже если они неверны. Уважение перестает им быть в должном смысле, и сводится к поклонению или к жалким играм в почтение. Часто объект насильственного уважения становится ненавистен. Ведь никто не любит, когда его принуждают неясно к чему.

При истинном уважении человек понимает ошибки и недостатки объекта уважения. Уважая или проявляя вежливость, никто не должен закрывать глаза на дурное. Потому что тогда чистое чувство уважения становится слепым, теряет вектор и силу, перетекает в фанатизм.