Как переехать из города в деревню и не пожалеть?
7 декабря 2018
У нас часто спрашивают, почему участники программы «Новый учитель» уезжают из большого города в деревню, чтобы работать в школе. Мы решили разобраться в этом вопросе с самими участниками и попросили их рассказать о мотивах, которые ими двигали. Истории получились очень разные.
Я переехал из Москвы в деревню еще до участия в программе. После восьми лет учебы в МГУ я научился жить в большом городе, но получать удовольствие от городского образа жизни никогда не мог. Когда мы с моей женой думали, какого детства хотим для нашего малыша, перед нами стояло два варианта. Первый — детство среди каменных стен квартиры с редкой возможностью и постоянной мечтой вырваться на природу. Второй — среди живой природы, в окружении чистых рек и озер, любимых животных, вкусных и свежих продуктов, происхождение которых абсолютно прозрачно — от посаженного нами семечка до горячего блюда на столе. Конечно, мы выбрали второй вариант. Мы живем в деревне уже три года и еще ни разу не пожалели о переезде.
Важное преимущество деревенской жизни — ее разнообразие и буйство красок. Здесь я и учитель, занятый интеллектуальным трудом, и тракторист, который должен не только уметь управлять трактором, но и чинить его. В деревне я читаю и пишу тексты, катаюсь на всех видах транспорта, собираю грибы и ягоды, ловлю рыбу, развожу овечек и пчел, забочусь о корове и ее теленке, умею принимать роды у молодых овец и ухаживать за новорожденными ягнятами. Лисы, зайцы, кабаны и лоси — частые гости нашей деревни. Чтобы увидеть их, достаточно быть внимательным и обращать внимание на мир вокруг себя. Жизнь в деревне комфортна для меня, здесь мой дом.
Я писала дипломную работу о русской интеллигенции, которая влияла на развитие образования в моем родном Дагестане. В 1920–1940 годах русские учителя приезжали в горные села Дагестана, где дети не знали ни слова на русском языке, оставались и совершали подвиги. Они же положили начало светскому образованию в республике. Сидя над документами в архиве и изучая этот вопрос, я с волнением восхищалась. У меня мелькала мысль: «Вот бы и мне так отправиться в какую-нибудь русскую глубинку. Прям вот чтобы так!»
Прошло время. Через два или три года я узнала о программе «Новый учитель». Я и представить не могла, что в современном мире окунусь во что-то подобное. Идея участия казалась мне невероятной. Я не сразу поняла, что в программу меня зовет мое внутреннее. Но жизнь постоянно мне об этом напоминала. Тогда я жила в Петербурге и в какое-то мгновение почувствовала, что хочу сказать спасибо. «Новый учитель», — это ли не чудеса? Самые настоящие.
Я хотел заниматься чем-то близким к литературе, которую изучал в университете. Я рассматривал несколько вариантов. Среди них были вакансии в школах — как правило, в частных, потому что у меня не было педагогического диплома. Один мой друг рассказал, что его знакомая работает в «Учителе для России», и познакомил меня с Леной Ярмановой, соосновательницей программы. Программа была одной из опций, и она победила, потому что мне все больше стало казаться, что я дорос до состояния, когда готов не только брать, но и отдавать. Мне хотелось заниматься чем-то, что будет полезно не только мне, но и окружающим.
Я стал узнавать о программе и сначала рассматривал ее как возможность пойти в школу со всеми видами поддержки. Но пока я проходил процесс погружения, я понял, что программа отвечает и другим моим запросам: я могу поработать в маленькой школе и пожить в селе, как всегда хотел. Помимо желания поработать в сельской школе у меня был исследовательский интерес: я хотел понять страну, в которой живу, а половина страны живет в деревне. В Петербурге мне было не очень комфортно. Слишком много информации и бессмыслицы. Людей в городе в 200 тысяч раз больше, но ты чувствуешь себя одиноким. В деревне люди живут сообществом, стараясь помогать друг другу по мере своих возможностей.
Я подала заявку в программу, потому что очень хотела работать с детьми. При этом я не хотела уезжать из дома и говорила команде программы, что хочу остаться работать в Москве. Когда мне предложили вакансию учителя в селе Демьян Бедный, я сначала расстроилась. Но позже я поймала себя на мысли, что мне приятно думать, что у меня есть возможность поработать в селе. У меня была идеалистическая мотивация, я думала «кто, если не я?». Если все будут уходить от трудностей, не останется тех, кто сможет что-то менять.
После года в программе мое представление о том, зачем я здесь, изменилось. Мне кажется, что то, что я делаю, — это маленькая часть чего-то очень большого. Я — одна из тех, кто пробует что-то новое, чтобы потом это стало нормой. Мы набиваем шишки, чтобы создать прецедент для других. Всегда кажется, что невозможно сделать что-то, пока не узнаешь историю о тех, у кого уже получилось. Иногда людям не хватает веры, но возможно, с нашей помощью кому-то будет не так страшно начинать что-то новое.
После окончания университета я определилась со своими основными ценностями и точно знала, что хочу работать в компании с сильной корпоративной культурой. Сначала я поработала по специальности и какое-то время рисовала карты, но мне не хватало смысла. Моя подруга в Томске организовывала форум YouLead и рассказала, что туда приедет команда «Учителя для России». Я пришла на презентацию, но поначалу отнеслась к программе скептически. Позже я наткнулась на рекламу программы в соцсетях и стала изучать сайт. Это совпало с моментом, когда я пыталась понять, кто я в этой жизни и чем хочу заниматься. Тогда я решила для себя, что получаю удовольствие от взаимодействия с детьми и работы в команде единомышленников. Я читала сайт, и мне казалось, что программа об этом. Я подала заявку и не ошиблась. Программа отвечает всем моим главным ценностям: свобода, саморазвитие, забота.