«Мы хотели показать, что физика может быть другой»

16 февраля 2020

Как устроен проект «Физика — школам»

Проект реализуется при грантовой поддержке партнёров программы «Новый учитель».

Однажды два учителя физики в Тамбовской области, Артём и Настя, решили провести уроки в соседних деревнях. Учителям так понравилась идея, что они придумали целый проект «Физика — школам», чтобы популяризировать свой предмет. Артём и Настя продумали серию мастер-классов, подготовили коробки с оборудованием, прописали скрипты… А затем решили, что будет интереснее предложить это учителям других предметов. И вот почему:

Настя Гузанова — выпускница программы, учительница математики и физики в деревнях Вырубово и Екатеринино, Тамбовская область

Настя: Всё началось со странной идеи поменяться с Артёмом местами. Мы работали не очень далеко друг от друга — он в селе Глазок, я в деревне Вырубово. И мы начали ездить по всем деревням Тамбовской области, в которых были наши учителя: сначала Татаново, потом Вырубово, затем Сабуро-Покровское — и понеслось. Это была хорошая разгрузка. Есть ежедневная рутина — а есть возможность приехать к новым детям и сделать что-то интересное. После таких встреч я была вдохновлена ещё на месяц вперёд, на работу уже со своими детьми.

Артём Замараев — выпускник программы и куратор участников в Воронежской области, в прошлом — учитель физики в селе Глазок и в селе Круглое, Тамбовская область

Артём: Это не было похоже на обычные уроки физики. Это были специальные мастер-классы, которые могли зарядить детей интересом. Мы проводили физические эксперименты, после которых можно было что-то забрать с собой. Мы просто хотели, чтобы дети что-то поделали руками.

Настя: Да. Нам было важно заинтересовать детей. Начали мы с мастер-класса по электричеству, с получения электричества из картошки. Ребята соединяли картошку в последовательную цепь — и у них зажигалась лампочка. Это был такой классный опыт. Мы не собирались сделать из всех физиков — но нам хотелось снять напряжение, связанное с этим предметом. Часто бывает, что в сёлах нет нужного оборудования, дети только читают учебник и пишут страшные задачи. Мы же хотели показать, что физика может быть другой, и что всем может быть классно. И учителям, и детям.

Артём: Раз в месяц мы договаривались с какой-нибудь школой через УДРовца [участника программы «Новый учитель»] — и выезжали с мастер-классом. Так мы объехали больше десятка школ. И потом, ближе к концу второго года, мы понимали, что уходим из своих школ и уезжаем из этих мест. Так и возникла идея, что мы можем отдать эти мастер-классы другим учителям, учителям не-физики. Так охват детей станет в разы больше. Ну а мы поможем методически, сбором оборудования, инструкциями, записью мастер-классов на видео.

Эти занятия не следуют курсу физики напрямую — мы не хотим спойлерить программу ни малышам, ни старшим. Цель таких мастер-классов — чтобы ребенок что-то сделал своими руками. Например, есть занятие с магнитами, откуда ребёнок выходит с маленьким электромагнитом. Ребёнок сам сделал его на уроке, примерно понял, как он работает — и получил ощутимый результат, забрал его домой.

 

Настя: Такие опыты может проводить любой учитель, на самом деле. И мы решили масштабировать проект. Мы собрали коробки для учителей, записали мастер-классы на видео, обучили их. И сейчас эти мастер-классы успешно проводятся во всех регионах программы. Всего в проекте участвуют 18 учителей. Мы ожидаем, что каждый вовлечённый учитель проведёт пять занятий как минимум. И тогда к концу июня мы сможем насчитать почти сотню мастер-классов.

Артём: Совершенно не обязательно, чтобы учитель был физиком. Да, бывает, что учителям других профилей трудно объяснить какие-то теоретические вопросы… Но на ход занятия это никак не влияет. В основном учителя в нашем проекте — это не физики. Есть началка, и информатика, и психолог, и биология, и физкультура. И два физика. Но, как я сказал, успех совершенно не зависит от предмета. С не-физиками даже проще работать — они как дети, что сказал, тому и верят [смеётся].

Настя: Ну, так точно не со всеми. У нас также есть учительница истории, которая изначально хотела пойти на физику — и сейчас может реализоваться через этот проект. А ещё что прекрасно: наши учителя периодически привлекают местных учителей физики. Те вдохновляются этими мастер-классами, начинают проводить их со своими учениками… Кажется, это ещё и хорошее развитие для учителей физики, которые работают в одних школах с нашими «бокс-холдерами». И возможность поработать вместе.

Артём: Наш проект — про то, как показать детям, что занятия по физике могут быть интересными. Да, два-три занятия вряд ли повлияют на их жизнь. Но показать, что в школе может быть классно, что на уроке может быть классно, что физика может быть классной — это тоже очень важно. И проект помогает нам расширить охват детей, которые это узнают.

Настя: Кажется, что редко получается за один урок создать своими руками какую-то научную и интересную штуку. А тут такое возможно. Ещё эти мастер-классы могут стать настоящей палочкой-выручалочкой. Например, одна участница провела такой урок в классе, с которым ей было сложно наладить отношения — и теперь они начали общаться.

Мне просто нравится, когда людям хорошо. А это такие занятия, на которых всем действительно хорошо.

Полина Успехова — педагог-психолог и классный руководитель в Ноосферной школе, г. Боровск, Калужская область

Я сама далека от физики. И даже я, взрослый человек, испытала супер-восторг, когда у меня получилась эта открытка со светодиодами. Или когда магнитный порошок при помощи магнита ходит по лабиринту. Или во время экспериментов с водой.

Первые мастер-классы у себя в школе я провела в «началке». Помню, сидим мы с моим куратором в библиотеке, готовим всё для эксперимента. И заходят мои ребята, говорят: физика, фу-у-у, мы прогуляем. А в итоге все пришли — и были самыми внимательными. И первыми спрашивали, когда ещё будет такая физика.

У меня уже всё подзабылось из школьной физики, ничего не помню. Поэтому когда веду урок со старшими ребятами, они мне сами всё и рассказывают.

Я прихожу и сразу говорю: ребята, я ничего не понимаю в физике, мы сейчас попробуем вместе разобраться. И дети, проделав всё руками, хорошо запоминают процессы с точки зрения теории.

Когда такой восторг и у меня, и у детей, сразу появляются силы и на привычную рутину. А ещё такие занятия — это дополнительный контакт с детьми. Нашей учительнице физики тоже понравилось, она приходила ко мне на занятие. Возможно, теперь она будет принимать участие и помогать.

Самое главное для меня в этом проекте — это возможность провести увлекательный урок. Продуманный до мелочей. Для детей это настоящий долгожданный экшн. И в этот экшн органично вплетается теория — у ребят остаются базовые знания по теме. А ещё — радость от того, что что-то получилось и это можно забрать с собой. И потом они долго вспоминают об этих занятиях. И о том, что в школе может быть по-другому.

Полина Михалёва — ученица 8 класса в Ноосферной школе, г. Боровск, Калужская область

Нас Полина Владимировна однажды спросила: что нужно для того, чтобы загорелась лампочка? Этот вопрос заставил задуматься. Мы накидали много вариантов: что нужны провода, нужно электричество, нужна сама лампочка. А потом Полина Владимировна показала очень интересную вещь: мы взяли бумагу и сделали светящиеся открытки, со светодиодами. Я вообще не верила, что из каких-то проводков и изоленты можно зажечь две лампочки на открытке. Я забрала эту открытку домой, показала маме, ей очень понравилось.

Такие уроки вообще не похожи на уроки физики. Обычно на уроках мы просто читаем параграфы, отвечаем на вопросы, нам что-то рассказывают, мы делаем лабораторные работы. А тут был настоящий мастер-класс. Я бы ещё какие-нибудь подобные вещи делала с удовольствием.

Обычно Полина Владимировна проводит у нас уроки профориентации. Она задаёт нам такие вопросы, после которых прямо задумываешься и понимаешь какие-то вещи. Я помню, как приходила к ней, лично с ней работала. И эти разговоры мне очень помогли. А потом мы однажды пришли на урок физики — и нам сказали, что урок проведёт не Галина Васильевна, как обычно, а Полина Владимировна. И началось!

Я думаю, что это не просто развлечение. Это имеет большое отношение к учёбе. Такие уроки помогают на практике увидеть и понять, как всё работает. Это очень интересно, когда ты сам что-то делаешь, когда у тебя получается конечный результат, и он тебе нравится. Я даже чуть-чуть начала физику учить.