Часто задаваемые вопросы

Кто может стать участником программы?

Необходимым требованием для участия является законченное высшее образование на момент начала работы в школе. Это значит, что вы можете подать заявку, являясь студентом выпускного курса. Ваша специальность необязательно должна быть педагогической: мы приветствуем участие в программе специалистов, увлечённых своим предметом и готовых преподавать его глубоко и живо.

Мы также рассматриваем заявки от кандидатов со средним образованием — но только с профессиональным педагогическим. Мы сохраняем единые критерии и этапы отбора для всех кандидатов.

Мы ждём, что вы разделите с нами ценности гуманистической педагогики: вам должна быть близка идея о том, что каждый ребёнок может раскрыть свой интеллектуальный и творческий потенциал, если взрослый в образовательном процессе будет методично и вдумчиво искать с ним общий язык. Нам также важна ваша готовность при необходимости переехать в новый для себя населённый пункт: программа фокусируется на развитии региональной школы.

Участником программы может стать практикующий педагог: мы всегда рады, когда к нам приходят учителя со сложившимся опытом, заинтересованные в дальнейшем профессиональном развитии. Возрастного ценза, как и требований к предыдущему педагогическому опыту, у программы нет.

Как мне выбрать предмет, который я буду преподавать?

Выбирать нужно тот предмет, который по-настоящему зажигает вас, тот, о котором вы знаете достаточно много, знаниями о котором хотите делиться, — только такой подход к работе является залогом интереса к предмету у детей. При выборе предмета у вас нет ограничений, связанных с вашим образованием или профессиональной подготовкой. К примеру, если вы экономист, но мечтаете преподавать литературу, в которой прекрасно разбираетесь, мы с радостью предложим вам вакансию.

Из каких этапов состоит отбор в программу?

Отбор участников проходит в четыре этапа. Для начала необходимо заполнить онлайн-заявку, в которой вы подробно расскажете о себе, своём образовании и профессиональном опыте. Второй этап — это видеоинтервью с нашим рекрутером. При успешном прохождении интервью вы получите приглашение на онлайн-тур — третий этап отбора. Финальный этап: проверка уровня владения предметом с методистом. В случае успешного прохождения всех этапов отбора вы получите предварительное предложение о работе и начнёте готовиться к Летнему институту.

Как я подготовлюсь к работе в школе?

В случае успешного прохождения всех этапов отбора мы пригласим вас в Летний институт — первую часть программы профессиональной переподготовки. Это выездной интенсивный курс, включающий в себя мастерство педагога, изучение ФГОС, годового и поурочного планирования, развитие лидерских навыков, практик внимательности, психологических и театральных аспектов профессии. Летний институт также призван подготовить вас к работе в школьной среде и к профессиональной жизни в новом коллективе. Вам предстоит пять недель тесной работы сначала с коучами, методистами и экспертами в сфере образования, а затем и с детьми в рамках лагеря «Территория лета», который мы придумаем и реализуем все вместе.

По итогам Летнего института вы получите финальное предложение о работе.

Я прошёл Летний институт. Теперь я педагог?

Преподавать вы начнёте уже в грядущем сентябре, однако это не значит, что вы завершили обучение. Летний институт — только первая часть программы переподготовки по педагогике. Его прохождение даёт вам необходимые навыки и право вести новый вид профессиональной деятельности, преподавать в школе.

Ваше обучение продолжается на протяжении двух лет программы в формате ежемесячных сессий, лекций, воркшопов и занятий с методистами.

В каком регионе я буду работать?

Участие в программе часто предполагает переезд в другой населённый пункт. Мы работаем в восьми регионах России: в Калужской, Воронежской, Тамбовской, Новгородской, Нижегородской и Новосибирской областях, а также в Ямало-Ненецком автономном округе и в Приморском крае. Нам важно сконцентрировать свою работу на регионах: в городах-миллионниках нет серьёзного недостатка в детских досуговых и образовательных возможностях, в то время как в небольшом посёлке школа становится настоящим эпицентром детства.

При распределении участников по школам мы учитываем их географические предпочтения. Кто-то из учителей целенаправленно хочет попробовать работу в сельской школе и пожить среди полей и лесов, а кому-то важно остаться рядом с городской инфраструктурой. Администрация региона и руководство школы готовы помочь новым учителям с поиском жилья, а «Новый учитель» компенсирует средства на съём квартиры (а иногда, если речь идёт о сельской местности, и целого дома) в размере 15 000 рублей в месяц.

Как происходит распределение участников по школам?

Мы сотрудничаем со школами Калужской, Тамбовской, Воронежской, Новгородской, Нижегородской и Новосибирской областей, а также ЯНАО и Приморского края. Директора в этих школах открыты и готовы поддержать наших участников в поиске оптимального подхода к работе с детьми. Выбор школы, в которой вы будете работать в течение двух лет, делаете вы.

После прохождения всех этапов отбора и подписания оффера мы пришлём вам анкету, в которой попросим подробно рассказать о ваших пожеланиях. Мы также встретимся на интервью и обсудим все нюансы: вы расскажете, какой регион или населённый пункт вам по душе, какой вы представляете вашу школу мечты, какой тип лидерства вам близок, что хотите видеть каждый день за окном (это важно).

Вам предложат до трёх вариантов школ, которые соответствуют вашим ожиданиям — и, конечно, в которых открыта вакансия по вашему предмету или специальности. Вы сможете побеседовать с директорами и выбрать ту школу, где вам будет комфортнее и интереснее всего работать на протяжении следующих двух лет. По итогам общения со школами мы определим ту, которую выбрали вы — и которая выбрала вас.

 

Я уже учитель. Могу ли я участвовать в программе?

Конечно! Если вам интересно профессионально развиваться вместе с нашим сообществом и вы успешно пройдёте все этапы отбора, мы будем вам очень рады. У нас есть участники, которые преподавали в школе более 10 лет, а затем присоединились к программе.

Как я справлюсь в школе один?

В новой школе вы не окажетесь одни. Мы распределяем участников в школы командами от двух-трёх человек для успешного формирования сообщества и облегчения процесса адаптации. Кроме того, вы поедете работать в коллектив, готовый делиться знаниями и открытый к совместному педагогическому поиску. Мастерство подачи предмета вы будете осваивать при поддержке методиста. Ваш куратор сможет направить вас на пути личностного развития, неизбежного в преподавательской деятельности.

Что я буду делать в течение двух лет, кроме преподавания предмета?

Программа устроена таким образом, чтобы дать вам возможность на протяжении двух лет посвятить всё своё рабочее время школе. Мы ждём от вас активного участия во внеурочной деятельности и обеспечиваем свободу разработки новых образовательных форматов для детей, которые окажутся вашими учениками. Ежемесячно вы будете выезжать на общие учебные сессии всех учителей, работающих по программе, чтобы на два дня посвятить себя методическим сессиям, лекциям, обмену опытом и дальнейшему изучению педагогических практик. Вы часто будете вовлечены в деятельность команды программы, рассказывать о своей работе профессиональному сообществу, журналистам и потенциальным участникам.

Во второй год работы часть вашего времени также будет уходить на подготовку к выпуску: определение дальнейшей карьерной траектории и подготовку проекта (в том случае, если вы захотите придумать свою образовательную инициативу и подать её на грантовый конкурс программы).

Сколько стоит участие в программе?

Участие в программе бесплатное. В течение двух лет работы в школе, помимо официальной зарплаты учителя, вы будете получать стипендию от программы в размере 20 000 рублей. А если для участия в программе вы переедете в новый для себя населённый пункт, то также будете получать компенсацию на проживание в размере 15 000 рублей ежемесячно.

Чем я смогу заниматься после окончания программы?

Во время второго года участия в программе мы обсудим ваши карьерные предпочтения и вместе разработаем план вашего дальнейшего профессионального развития. Вы сможете продолжить карьеру в сфере образования или за её пределами: остаться работать в школе, запустить собственный образовательный проект при грантовой поддержке программы, работать в сфере управления образованием, заниматься академическими исследованиями, продолжить свой профессиональный путь в сфере бизнеса, присоединиться к команде программы.

Кто организует и финансирует программу?

«Новый учитель» — общественный проект. Над его реализацией при поддержке партнёров работает команда. Мы занимаемся презентациями и продвижением программы, отбором участников, распределением по школам, образовательной программой, карьерным развитием и поддержкой учителей на протяжении двух лет участия в программе. Наша главная цель — развитие сообщества неравнодушных педагогов, родителей, администрации школ, представителей СМИ, бизнеса и региональной власти, которые готовы системно работать над тем, чтобы российские дети получили лучшее образование.

Полный список партнёров программы можно найти на нашем сайте.

Как вы оцениваете эффективность программы?

Чтобы оценить системный эффект программы, мы анализируем разные показатели и аккумулируем обратную связь об удовлетворённости директоров школ-партнёров, академических и личных результатах детей в конкретном классе, отзывы детей и родителей, уровень сотрудничества между учителями программы и педагогическим коллективом школы-партнёра.

Наше первое большое исследование связано с атмосферой в классах, где преподают участники программы. Гуманистический подход исходит из гипотезы, что чем благоприятнее школьный климат, тем выше включённость (как следствие, и академические результаты) каждого ученика. Атмосферу в классе и эффективность учителей мы измеряем по семи категориям: «поддержка и забота», «вовлечение и уважение», «интерес», «объяснение», «закрепление и систематизация», «требовательность», «управление классом» с помощью анонимного опросника Tripod.

Почему вы не работаете в школах Москвы и Московской области?

В первые годы программа действительно работала в московских и подмосковных школах. Мы решили фокусировать работу наших учителей там, где они нужнее всего — в регионах России. Поэтому мы больше не распределяем учителей в школы Москвы или Московской области. Если вы хотите участвовать в программе, но не хотите уезжать далеко от столицы — советуем вам рассмотреть Калужскую область. Она совсем рядом!

Как я могу узнать о программе больше?

Почитайте наш сайт и социальные сети (ВКонтакте, Дзен, Телеграм), приходите на презентации и встречи с командой программы в вашем городе — или напишите нам на otbor@uchitel.ru с интересующим вас вопросом. Будем на связи!